В этот вечер режиссер покажет новый спектакль, созданный им по комедии Грибоедова «Горе от ума», по его окончании состоится чествование маэстро.
Юбилей Юрия Любимова отмечается как важная дата в истории театрального искусства. Основные торжества состоятся сегодня, в день 90-летия выдающегося мастера, в его родном театре на Таганке, руководителем которого он является. В этот вечер режиссер покажет новый спектакль, созданный им по комедии Грибоедова «Горе от ума», по его окончании состоится чествование маэстро.
Юрий Петрович, как и всегда, представляет свою оригинальную версию классической пьесы, а потому он дал новое название спектаклю «Горе от ума» — «Горе уму». Он сохранил почти все ключевые сцены, но сократил некоторые диалоги и монологи. Спектакль идет два часа. Как всегда, важное место в постановке занимают музыка, пластика, танцы и пантомима.
Нынешний юбилей на редкость широко отмечают газеты, журналы, радио. Несколько передач ему посвятило телевидение. Канал «Культура», например, в субботу показал запись раннего спектакля Любимова «Десять дней, которые потрясли мир», а сегодня вечером зрители смогут увидеть Юрия Петровича в постановке режиссера Анатолия Эфроса по пьесу Булгакова о Мольере, где образ французского драматурга создал сам Любимов.
Прославленный мастер начал свой путь в искусстве как актер. С 1935 года он блистал на сцене Театра имени Вахтангова своим исполнительским мастерством. Среди его ролей была и классика, например, образ Моцарта в спектакле «Моцарт и Сальери» по Пушкину. Он создал также обаятельные образы современников, в том числе в драме «Иркутская история».
Неожиданностью для многих было его решение целиком посвятить себя режиссуре. В 1964 году спектакль Любимова «Добрый человек из Сезуана» ознаменовал рождение нового молодого коллектива актеров, куда вошли в основном его ученики.
Этот спектакль стал началом нового направления в искусстве, названного тогда критиками «синтетическим театром», так как мастер умело сочетал драматургию, поэзию и музыку. «В то время мне уже не нравилось, как тогда ставили спектакли. Все это делалось очень архаично», — пояснил Любимов.
Зрители восторженно встретили новый коллектив, его каждая премьера шла с аншлагом. «Чиновники от искусства» стремились тогда всячески преуменьшить нравственно-философский, а главное, социальный пафос его спектаклей, а порой и просто закрывали их. Так было, например, с драмой «Борис Годунов», которую зрители смогли увидеть через много лет, уже после перестройки.
Всего же Юрий Любимов поставил на Таганке более 50 спектаклей, в том числе «Гамлет», поэтические представления о Пушкине, Есенине, Маяковском, спектакли по Гоголю, Чехову и Достоевскому, Брехту и Пастернаку, по книгам Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман». Кроме того, режиссер много работал в зарубежных театрах, более 30 оперных спектаклей он поставил в таких театрах, как «Ла Скала», «Гранд Опера», «Ковент-Гарден».
К сожалению, несколько лет замечательному мастеру пришлось провести в вынужденной эмиграции, а вернувшись на родину, заново восстанавливать свою труппу. И сегодня юбиляр, обладатель многих наград и званий, полон творческих замыслов. Сейчас, например, он репетирует спектакль «Замок» по одноименному произведению Кафки.
30.09.2007
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия