Юрий Петрович поступил во Второй МХАТ в 1934 году, а в 1936-м театр закрыли. В том же году Любимов стал студентом училища при Театре им. Евг. Вахтангова. Его первые роли в студенческие годы:
- Клавдио в «Много шума из ничего»,
- связист в пьесе М. Погодина «Человек с ружьем» (реж. Рубен Симонов),
- слуга Феликс в «Соломенной шляпке» (реж. А.Тутышкин),
- наконец Любимов участвовал в знаменитой постановке Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот» по сказке К. Гоцци (постановка 1922 года).
Этот спектакль молодого актера поразил. «…о том, что это другая эстетика [т.е. не эстетика Станиславского, принятая тогда в театре], я тогда не думал, – писал Юрий Петрович. – Меня поражало это внутренне… меня все интересовало: вроде все не так, как в жизни, как в нормальных театрах, а почему-то публике нравится и мне нравится» («Рассказы…» С.157-158).
Как-то после спектакля «Человек с ружьем» к Любимову подошел Всеволод Эмильевич Мейерхольд и сказал: «Молодой человек, вы хорошо двигаетесь. Запомните, тело не менее выразительно, чем слово» («Рассказы…» С.158). И пригласил его к себе на репетиции. Юрий Любимов успел побывать на нескольких репетициях Мейерхольда, посмотреть, как он ставил «Бориса Годунова».
«Я любил играть роль Бенедикта в "Много шума из ничего". Эта роль очень сочная, яркая. Там есть все. Ну и потом играть Шекспира чрезвычайно интересно. Как говорил мне покойный Борис Леонидович Пастернак: "Наверно, как приятно играть великих писателей! Вот когда вы играете Шекспира, он, наверно, прямо как… как на крыльях вам помогает лететь…" Он был своеобразный очень человек, но, наверно, это было наивно, потому что это помогает, если тебе удалось хорошо играть, а часто классические роли играются плохо и скучно» («Рассказы...», С.35.).
«На "Много шума…" очень хорошо реагировала публика, а актеру всегда приятно, когда так реагируют. Перевод был хороший. По-моему, Щепкина-Куперник переводила. Шекспир - это традиция в русской литературе. Его безумно любил Пушкин, его очень любил Достоевский» («Рассказы...», С.35.).
В 1940 году, сыграв роль Пекаря в дипломном спектакле «Мещане» М. Горького, Ю. Любимов окончил театральное училище и был призван в армию.
«В «Соломенной шляпке» я играл слугу Феликса. И был отмечен Волковым, помните, который писал о жизни Мейерхольда книгу. Очень крупный театральный критик, такой вальяжный, красивый седой господин. По-моему, он был тогда мужем Зеркаловой, знаменитой актрисы. Ему я понравился. И он написал какую-то статью в «Правде»… И там, что «и в образах молодых людей, населяющих этот водевиль, особенно искрился такой-то в роли…» — я помню, что для меня это было тогда событие, что в газете в «Правде» какая-то фраза одобрительная» («Рассказы...», С.36.).
«В «Егоре Булычеве» я стал играть только после войны, потом я получил Сталинскую премию именно за «Булычева», но вписал меня не театр, а художники Кукрыниксы и еще кто-то. Ведь смотрит сталинская комиссия. И театр меня не выставлял. А они вставили, говорят; «А почему, вот замечательный актер Любимов»…»(«Рассказы...», С.36.).
«Помню, как меня вводили в «Турандот». Показали, как ходить. Там все стилизовано, поэтому это легче. Но мы перестарались и начали очень орать, когда пытали Калафа — молотками били, зубилами — в этих масках, которые надевали для фехтования мудрецы. И нам казалось, что нас учат очень строго по системе, а играем мы совершенно в каком-то, на наш взгляд, странном балагане. Ощущение такое. Все не всерьез, очень стилизованно сделаны каждый жест, шаг. И нам казалось, что это какая-то шутка. И мы все придумывали; как посмешней орать, когда пытали его. Один раз они меня разыграли: Спектор Исай и Юра Месхиев. Они вдруг замолчали на секунду, и оказалось, что я один ору — мой бешеный рев — а-а-а-а-а! — и они заржали. И Глазунов, как завтруппой, это узрел, он играл там капитана — и сразу мы получили нагоняй. Это был такой разнос, что мы не знали, куда деться» («Рассказы...», С.37.).
Ансамбль песни и пляски НКВД
В армию Юрий Петрович попал еще в 1940 году, во время финских событий. Служил в железнодорожных конвойных войсках, на себе испытал суровость армейской дисциплины:
- побывал в карцере, куда отправляли за малейшее ослушание,
- пятнадцать суток просидел на губе, то есть в армейской тюрьме.
Через полгода Сергей Иосифович Юткевич, с 1939 года занимавший должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД, отбирал к себе в Ансамбль актеров и, в том числе, взял Ю. Любимова, которого знал до войны как яркого, талантливого артиста. Подчинялся Ансамбль лично наркому внутренних дел Берии. Ансамбль выступал и перед Сталиным, но вообще-то создан он был для выступлений на передовой, и Берия, выслуживаясь перед главнокомандующим, не берег ансамбль – посылал его на очень опасные участки.
«Войну я встретил на границе, – вспоминал Любимов. – Нас с ансамблем послали обслуживать границу, мы приехали с составом своим и с этим же последним составом, уже под бомбежкой немцев, мы возвращались» («Рассказы…» С.171). Ансамбль часто отступал последним, почти на виду у немцев. Он побывал и в осажденном Ленинграде, и в разбитом Сталинграде.
В Ансамбле Любимов попал в замечательную творческую среду. «Команда была немыслимая, просто фантастическая» («Рассказы…» С.168), – рассказывал он. Режиссировали программы Ансамбля Сергей Юткевич, Рубен Симонов, Николай Охлопков (каждый – свою программу), сценарии и репризы писали Николай Эрдман и Михаил Вольпин.
За Любимовым был конферанс; однако он не только вел программы, но и играл во всех интермедиях Эрдмана. Танцы ставил Касьян Голейзовский. В выступлениях танцоров участвовал Асаф Мессерер. Музыку писал Дмитрий Шостакович. Сотрудничал с Ансамблем и Карэн Хачатурян. Здесь был даже свой завлит – Иван Добровольский. Руководил Ансамблем Михаил Тарханов. С актерами работали также Владимир Белокуров и Валентина Мартьянова – «мои учители мастерству актера», – говорил о них Любимов.
Вместе с Ансамблем Юрий Любимов прошел через всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от передовой. Ю. П. Любимов награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени (1996 г.) и медалями:
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 г.);
- Медаль «За оборону Москвы» (1944 г.);
- Медаль «За победу над Германией» (1945 г.);
- Медаль «За участие в Великой Отечественной войне» (1946 г.)