После демобилизации Ю. Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова и был зачислен в его труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым, оформленных художниками В. Рындиным, К. Юоном, Н. Акимовым, В. Дмитриевым… Среди его ролей:
- Олег Кошевой («Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947 г.),
- Крис («Все мои сыновья» А. Миллера, 1948 г.),
- Шубин («Накануне» И. Тургенева, 1948 г.),
- Кирилл Извеков (сценическая дилогия по романам «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, 1950 и 1951 гг.),
- Тятин («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1951 г. — Государственная премия СССР 1952 г.).
В 1951 году Ю. Любимов принимает от Р. Симонова творческую эстафету его «звездных ролей» — Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка 1942 г.), а в 1952 году — роль Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира, постановка 1936 г.). На сцене вахтанговского театра Ю. Любимов играет Треплева («Чайка» А. Чехова, 1954 г.), одну из самых загадочных ролей мирового репертуара, первым исполнителем которой в легендарном спектакле МХТ был молодой В. Мейерхольд. Кроме того, в репертуаре актера Ю. Любимова Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1956 г.) и Моцарт («Маленькие трагедии» А. C. Пушкина, 1959 г.).
Премьера спектакля («Молодая гвардия») состоялась в 19 февраля 1948 года. Как и прежде, Борис Захава пошел "горьковским" путем, он показал спектакль без особых эффектов, несколько даже обытовленный, но с хорошими актерскими работами. Главной удачей был Олег Кошевой — Юрий Любимов, — лучший, по общему признанию, Кошевой в Москве, — по-мальчишески пылкий, несгибаемый.
***
..."В спектакле "Все мои сыновья" я играл роль американского летчика Криса. Это была одна из лучших моих ролей. Мехлис, министр Госконтроля СССР, посмотрел этот спектакль, когда театр был на гастролях в Сочи. И он сказал: "А зачем это они вообще играют? Вот этот молодой актер - прекрасно играет, но зачем? Это же наши враги. Но я бы мечтал, чтоб у нас были такие летчики. Так он болеет за свои воздушные силы, что отца бьет". А там сюжет, что отец промышленник продал моторы бракованные и брат мой родной разбился. И там была целая партия этих машин. А они вместе летали с братом в полку: один прикрывает, а другой ведущий. И Крис видел смерть брата. И в сцене с отцом и матерью он понимает, что отец эту партию поставлял: "Без тебя были неприятности, чуть не расстроили все мои дела финансовые, это клевета, глупость, ерунда". И Крис говорит: "Как! Я же был в этой части, где случились эти катастрофы". В общем, слово за слово, он понимает, что это отец все сделал. И он в исступлении раза два ударил его кулаком по голове, чуть не убил. Отца играл Плотников - замечательный артист. И все он боялся, что я его убью. И поражались, что я когда с ним репетировал, все ему говорил:
- Николай Сергеевич, вы так сядьте, чтоб рядом была спинка дивана. Публика-то не видит, а я буду бить по спинке дивана. Во-первых, я кулак не отшибу, а потом и вас не убью. Да вы не волнуйтесь, я не ударю же вас по голове.
- Ну, ты в ажиотаже стукнешь чуть правее.
А я левша, я левой бил. А один раз я действительно так живо представил себе эту картину, как он меня обманул. И потом, мне было тридцать лет, я был как бык здоровый после этих армий. И я как на него пошел, и он испугался, побелел, бедный, думал, что я его убью. Ну, и я его лупил, и тут Мехлис и смотрел. И зал стал потом бурно аплодировать. И Мехлис сказал:
- Вот враг наш, отца родного не пощадил.
Ну и потом он мучается, конечно, что он ударил отца. В общем, лихо написана пьеса. И меня в райком потом в Москве уже вызвали: "Как же вы, кандидат в члены партии, так опустились, что врага нашего сделали героем?"...("Рассказы".С.42)
***
«...Достоевский говорил: "Ради Бога, не иллюстрируйте мои романы. Берите мои персонажи и играйте сколько хотите". Я играл, будучи артистом, много иллюстраций - ничего не выходило. Играл в "Накануне", играл "Кирилла Извекова" - две иллюстрации. И что я только не делал - даже обманывал тургеневедов. В "Накануне" мне не хватало - актерски - перехода, я взял и дописал текст в стиле Ивана Сергеевича. И так как это было мое, и я в это верил, я лучше всего это и сыграл. А тургеневеды сказали: "Вот артист - проникся Тургеневым, особенно этот кусок - это истинный Тургенев". Хотя ни одного слова тургеневского не было. Я играл скульптора Шубина. А режиссура была такая: "вы направо, вы налево", - и рассуждения о том, что хотел сказать Тургенев, а помощи мне как актеру никакой. Я пошел прежде всего в мастерские к скульпторам. И у них я подсмотрел, как они часто смотрят на людей. Скульптор очень интересно смотрит. Ты пришел, он разговаривает с тобой, но смотрит, как на натуру: отойдет, посмотрит один ракурс, другой. И я выиграл роль на этих штуках» ("Рассказы"С.40).
"Годы, отображенные в спектаклях "Первые радости" и "Кирилл Извеков", сыграли важную роль в истории России. Однако, сила не только в оживлении этих страниц прошлого. Сила в том, что эти спектакли звучат современно. Патриотизм, ненависть к несправедливой войне, вера в будущее объединяют воедино зрительный зал и героев сцены". (Смена, "Спектакли о счастье", Ф. Владимирская).
***
Я играл по 25 спектаклей в месяц, по 30 спектаклей в месяц. И все огромные роли. Я играл Бенедикта, Сирано, "Два веронца". Один день Бенедикта, другой Сирано, третий день Шубина, четвертый день Кошевого Олега, пятый день Треплева в "Чайке". Иногда меня по ночам судороги сводили от перенапряжения. Тогда я еще не знал, что пить надо магнезиум, а не водку ("Рассказы".С.40).
***
Хотя "Молодая гвардия" так и не получила Сталинской премии, я все-таки удостоился этой "высокой" награды - перед самой смертью "вождя" - в 53-м году за "Егора Булычева", где играл роль Тятина. Интересно, что выдвинул меня не театр, а художники Кукрыниксы ("Рассказы"С.39.).
В 1954 году Ю.П. Любимов получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Юрий Петрович признавался, что в бытность свою актером не придавал те атру политического значения. Правда, однажды, будучи еще совсем молодым человеком и к тому жепредседателем молодежной секции Всероссийского театрального общества,на одном из совещаний он заявил, что «наши театры все подстрижены, как английский газон» – и немедленно потерял свой пост председателя.
О том, что Любимов испытывал некоторую неудовлетворенность своим положением и классической манерой игры, говорит, например, то, что уже будучи зрелым артистом, он два года ходил на семинар к режиссеру, педагогу и некогда ближайшему ученику Станиславского Михаилу Николаевичу Кедрову. Там досконально изучал метод Станиславского, который для советской сцены стал каноническим. Начало преподавательской деятельности Любимов объяснял неудовлетворенностью своего положения: «…последние годы, когда я играл, я почувствовал, что тупею, что мне очень не нравится, как я работаю. Я стал ощущать, что очень плохо обучен своему ремеслу. Ну и, может быть, это самомнение, мне стало казаться, что я все-таки могу помочь молодым своим коллегам — кто хочет заниматься этой профессией — все-таки на своем опыте я понял просчеты какие-то в образовании — в актерском, специальном. Хотя у меня были хорошие очень педагоги: Мартьянова, Белокуров, Чебан, Бирман, Гиацинтова, Тарханов, Толчанов, Захава, Щукин» («Рассказы…» С.204).