— Полина, расскажите о своих самых первых детских ощущениях, впечатлениях?
— Мои первые детские впечатления? Не знаю, ну? летаю на качелях, пою во всю глотку. (смеется) Кажется, что всё время бегала и прыгала,? с заборов меня не могли снять?
— То есть росла сорванцом?
— Да. И спасла меня музыкальная школа. Если бы меня в музыкальную школу не взяли, наверное, там бы на заборе и осталась. (смеется) В музыкалку я пришла переростком, мне уже было 8 лет. Директор сказал, что в таком возрасте уже в школу музыкальную не берут, но, говорит, есть у нас один педагог, вернее, одна педагог? Если она возьмёт, то возьмёт, если нет, то уже ничем помочь не можем. Этим совершенно уникальным педагогом была Лариса Васильевна Белорусова. Из потомков ещё тех декабристов? Интеллигент, человек, живущий ради музыки и только. Я к ней прихожу, а она говорит: «Ну что ты, деточка, можешь?» Я сыграла какую-то пьесу одной рукой. «Ну, девочка, у меня в таком возрасте уже двуручные пьесы играют, в две руки. А что ты ещё любишь?» «Я петь люблю». — «Ну, спой что-нибудь». И я спела арию из «Пиковой дамы», а потом спела казачью песню «Конь боевой». (Это песня с детства по жизни со мной идёт. С ней я стала дважды лауреатом Международного конкурса казачьей песни.) «О, ну давай, ну приходи», — сказала Лариса Васильевна, послушав песню. Вообщем, в музыкалку она меня взяла из-за этой песни — «Конь боевой».
— Полина, как повлияла на Вас музыкальная школа?
— Было, конечно, масса впечатлений. У нас было очень много выступлений, был очень напряжённый график работы, потому что были многочисленные концерты, зачёты, поездки, но я благодарна безумно, потому что Лариса Васильевна воспитала меня и не только как музыкального человека, но и как личность, творческую, дисциплинированную. К сожалению, когда я уже была на выпуске, она ушла из жизни? Царствие ей небесное?
— Полина, а откуда в Вашем репертуаре появился «Конь боевой»?
— Не знаю? Мы на Дон часто ездили, там у меня родственники живут? Деды пели, записи там дедушкины остались. Я все время слушала, причём я запоминала как-то с одного раза всё. Особенно вот «Конь боевой» мне очень нравился. (смеется)
— А первый свой конкурс помните?
— Да, мне тогда было лет восемь или девять. Моя Мама принимала участие в Международном конкурсе казачьей песни, она там выступала, поэтому взяла меня с собой. Естественно существовала огромная конкурсная программа, приехали коллективы со всей страны. А я в зрительном зале сидела, потом написала записку в жюри: «Хочу спеть». Они ее и прочитали: «Вот тут девушка написала записку, хочет спеть». Я вышла и спела. Сначала «Пчёлочку золотую», а потом «Коня боевого». Мама совершенно не предполагала, что я такое вытворю. Она была за кулисами, а я в зрительном зале. И выступления других коллективов меня сподвигли — тоже спеть захотела. (смеется) А к Маме потом заходят и говорят: «А Вы знаете, что там Ваша дочка поёт?» — «Как? Откуда поёт? Почему?», — удивилась она. Я тогда получила первое место. (смеется)
— Полина, Вы выросли в творческой семье. Расскажите о ней пожалуйста.
— Семья у меня интересная — художественноактерская. (смеется).. У меня по папиной линии все художники: дедушка был академиком, бабушка — народным художником, тётя, дядя — все художники. А мама актриса. Кстати и со стороны папы тоже актёрские корни прослеживаются: его тётя была актрисой, ей диплом сама Книппер-Чехова подписывала (смеется).
— А сами рисовать любите?
— Да бывало. Но мой Папа, Дмитрий Васильевич Нечитайло, никогда не учил меня рисовать. В начале, конечно, я пыталась показывать папе свои работы: «Папа, помоги, что-нибудь посоветуй», — но это было бесполезно. Хотя меня по моим рисункам брали сразу чуть ли не во второй класс Московской художественной школы. И когда мы уже собирались пойти подавать документы, Папа, в буквальном смысле, встал на пороге и не пустил: «Нет, — говорит, — хватит в семье художников». Сначала я возмутилась: «Как это так?» Но со временем я поняла, что стезя живописца очень тяжёлая, особенно для женщины: краски, холсты. Вообщем, впоследствии я была ему благодарна. Хотя я и сейчас иногда рисую. Но это, как говорят, хобби. (смеется)
— А что рисуете?
— Одно время очень любила рисовать животных, особенно лошадей? У меня даже есть работы, где я их пёрышком писала на дереве? Да, лошадей в основном. А когда маленькая была, то вообще, у меня сплошные лошади везде были: на дыбах; стремена в одну сторону, уздечка в другую. (смеется) Очень любила лошадей.
— Получается, что Ваше любимое животное — лошадь?
— Ну, наверное, да. Я очень люблю верховую езду. Я в седле с 3-х лет. Как меня посадили в седло, так и всё. (смеется) Очень увлекалась верховой ездой, конкуром немного даже, но потом, поскольку поступила в институт, уже времени на это, естественно, не хватало. К сожалению, пришлось, верховую езду, как впрочем, и стрельбу в ЦСК из пневматического оружия, оставить.
— А каковы успехи в стрельбе?
— Очень хорошие результаты были. «О, так стреляешь, тебя в сборную надо», — говорили мне. Ну, действительно, там сплошные 9-10 были.
— Полина, Вы человек увлекающийся?
— Да. У меня много было различных занятий. Спасибо моим родителям, что они ничему не препятствовали. Долгое время, параллельно с музыкалкой и общеобразовательной школой, я занималась хореографией. А еще ходила на курсы при МГУ по русскому языку, истории, а в Дипломатической Академии при МИДе — на курсы английского языка. И что самое ценное — это мои занятия по вокалу с солисткой Большого театра Ниной Валентиновной Ларионовой. Нина Валентиновна уникальный педагог, у нее уникальная школа. Мне очень жаль, что сейчас у меня перерыв в занятиях, поскольку напряжённый график работы в театре, но я планирую возобновить наши занятия, потому что это мне для театра нужно. И хореография пригодилась, и голос тоже?. Театр на Таганке — музыкальный, поэтому надо всегда самой развиваться.
— Когда решили поступать на актерский?
— Вышло неожиданно: я совершенно не планировала, стать актрисой, мечтала поступать в МГУ на филологический факультет, поэтому и на курсы ходила. Я заканчивала в МГУ подготовительные курсы (2 года училась). Причём там тестовая система была, которую я успешно прошла, то есть одной нагой уже в МГУ поступила. И тут надо было случиться, что меня от школы послали на Московский конкурс чтецов «Ступени к Пушкину». Он проходил в 2 этапа в 1998-1999 годах. И я получила по итогам 2-х лет гран-при: 1 место за первый год, второй год и гран-при на чтецком конкурсе. Тогда один из членов жюри мне сказали: «Вот посмотри на меня, я — доктор филологических наук, вот я сижу в этом книжном шкафу. Зачем тебе это надо? Иди, на актерский?». А это было буквально в мае. Тогда я подумала: «Да, может, действительно, надо попробовать?!» Но у меня никакой программы не было для поступления. Прозу и стихотворения я знала, конечно, а вот басен не было. Во МХАТ и ГИТИС я уже не успела тогда попробоваться, а успела только в Малый, Щукинское, во ВГИК и вот в Славянский. И везде я доходила до конкурса, а в последний момент слетала. После очередного провала пошла забирать документы из Щукинского и мне посоветовали поступить в Славянский институт. Там набирал курс Ю. М. Авшаров. Лучшего худрука я и представить себе тогда не могла. Кстати, Мама его тоже очень рекомендовала: «Порядочный интеллигентнейший человек, мастер своего дела». И вот буквально за 2 часа я к нему и собралась. И поступила с первого раза.
— Полина, а ведь Мама у Вас актриса. Не повлияла ли она на Ваш выбор профессии?
— Нет-нет. Она мне предоставила свободу выбора. Моя Мама — Людмила Васильевна Мальцева, действительно, актриса. Она училась на последнем курсе у Царёва. Вот уже в течение 10 лет Мама вместе с актером Юрием Владимировичем Назаровым выступают с различными чтецкими программами: о любви, о войне, проводят поэтические литературные вечера? У них с Юрием Назаровым — творческий дуэт. Юрий Владимирович — мой отец в искусстве — всегда и во всем помогает.
— А как Вы попали на Таганку?
— Это очень интересная история! В моей жизни всегда много неожиданностей. Я всегда вскакиваю в последний момент на подножку уходящего поезда. Так получилось и с Театром на Таганке. Начну по порядку. После окончания института 1-й показ был в Классном театре, потом в театре Виктюка. И в Классном театре, и Роман Григорьевич меня сразу взяли. Больше я никуда не показывалась. Так я оказалась в двух театрах одновременно. Совмещать было сложно. Но моя подруга попросила меня подыграть ей в отрывке из произведения Островского «Воспитанница». Показываться мы должны были в Театре на Таганке. Вот и показались: подруга не прошла, а меня взяли.
— И Вы сразу согласились?
— Конечно. Виктюк бы мне не смог дать столько, сколько Юрий Петрович. Когда отыграли «Воспитанницу», Юрий Петрович спросил: а что ты еще умеешь?» — А я ему: «Еще я Лауреат казачьей песни». — «А спеть можешь?» — Я: «Смогу. „Конь боевой!“. Вот видите, опять же эта песня, которая по жизни со мной. Я спела, а Юрий Петрович меня и спрашивает: „Свою колею“ в „Высоцком“ сыграешь? Прыгнешь с 10-метровой вышки?» — Я: «Прыгну, давайте попробуем». И ввелась буквально сразу. До меня никто «Колею» в спектакле «Владимир Высоцкий» не пел.
— Когда состоялся Ваш первый выход на сцену Таганки?
— Так вот в конце 39-го сезона в спектакле «Владимир Высоцкий». С него все и началось, и я очень рада, что попала на Таганку. Хотя я и не предполагала никогда, что буду работать, теперь-то я понимаю, что это, действительно, мой театр. Мне здесь все нравится: атмосфера, личность Юрия Петровича, за кулисами — это все мое. Вот, например, о чем говорят за кулисами? Вы не поверите, но на Таганке — о филологии, об этимологии слова, о музыке, живописи, о творчестве. Да и актеры какие здесь! У них учиться и учиться! Феликс Антипов, Алексей Граббе! А как меня приняли?! Как родную! Я ведь вводилась почти в каждый спектакль. И всегда чувствовала поддержку со стороны актеров. Что еще можно пожелать начинающей актрисе?! Это мой театр!
— Полина, а что вы можете сказать о работе с Юрием Петровичем?
— Мне очень нравится работать с Юрием Петровичем. И первым спектаклем, который я прошла от начала до конца (от читки до выхода на сцену), были «Обэриуты» («Идите и остановите прогресс»). В нем я играла Елизавету Бамм. Сначала я думала, что у меня совсем ничего не получится, но Юрий Петрович всегда направлял в нужную сторону. Я всегда подходила к нему после репетиций, и он мне все объяснял. Юрий Петрович — мой режиссер. У меня такое ощущение, что я говорю с ним на одном языке. Бывало, в институте педагог говорит что-то, но ты ничего не понимаешь, что он от тебя хочет, а с Юрием Петровичем — полное взаимопонимание. И что для меня еще важно, так это его ассоциативные отступления. Мне они очень нужны, так как помимо ассоциативного ряда идет глубина, накопление, наслоение — многослойность. Потом в этом возникает полифоничность, и материал легче воспринимается. А ведь материал очень сложный. И хотя мне повезло, ведь я ходила на МГУ-шные курсы, поэтому имела представление и об обэриутах и об авторах «Суф(ф)ле», много читала и слышала о них, но Юрий Петрович всем нам очень помогал в постижении образов. Наряду с прямым объяснением сути, Юрий Петрович всегда включает ассоциативный ряд. Вот, например, он что-то рассказывает, что он слышал вчера или какие-то воспоминания из его жизни, приводит примеры, делится своими впечатлениями от увиденного, и у тебя постепенно вырисовывается образ, то есть идет постоянное накопление, из которого рождается многоуровневая полноценная работа. Юрий Петрович заряжает всех своей энергетикой, которая нужна для постижения этого материала. Вот и новая работа в «Суф(ф)ле». Там я играю Леди Педаль из рассказов Беккета. Очень интересный материал. В спектакле приходится много петь и танцевать, а ведь это уровень мировой драматургии. Пение, танец, актерская открытость — мировое дыхание?
— Полина, приходилось ли вам сниматься в кино? Если да, то какие роли Вы особенно хотелось бы выделить?
— Мой опыт в кино был очень забавным. Первый раз я снялась в социальном ролике, подготовленном к чемпионату Мира по футболу. Пришла на кастинг, а выглядела я всегда моложе, чем есть на самом деле. Девочка и девочка. Меня спрашивают: «Что любишь? Кошечек? Собачек? А футбол?» Я как услышала про футбол, сразу закричала: «Да! Футбол!» И начала делиться своими пристрастиями в футболе, рассказывать за кого болею, кто из футболистов нравится… Они не ожидали от меня такого напора и знания темы, поэтому сразу утвердили на этот ролик.
Потом я работала у режиссера Серенко на съемках исторического фильма. Фильм назывался «Северный сфинкс» и рассказывал о времени Аракчеева. Я играла дворовую девчушку Парашку. Мне было очень интересно сниматься, так как я очень люблю нашу историю. Пришлось перечитать на полках все книги по истории. (смеется) Съемки проходили на натуре (в Подмосковье), в тех особняках, в тех стенах — на родном поле, что называется.
Еще я снималась в фильме «Люди и тени 2» или «Оптический обман». Там я играла кассиршу — такую взрывную темпераментную тетеньку. Она всегда ходила в синем мохеровом свитере? Хотя эпизод и небольшой, но мне моя героиня очень нравилась. (смеется)
Снялась в фильме «Спасибо» у Томашпольского, у Карэна Шахназарова в фильме «Всадник по имени смерть» (Конь бледный). Но все это были эпизоды. А у Шахназарова меня, по-моему, даже вырезали. (смеется)
— Что вы любите больше всего?
— Неожиданности. Если они есть, то интересно существовать. Без них все серо, просто, а так какой-то оптимизм появляется. Бернард Шоу говорил, что оптимизм — это достаточная осведомленность. Так вот мне хочется с этой стороны смотреть на жизнь, на происходящее. Я, наверное, без этого жить не смогла бы, без каких-то крупных поворотов судьбы.
— А может так случиться, что Вы уйдете из актерской профессии? Вдруг судьба готовит для Вас еще один сюрприз?
— Нет, уже прикипела. Гены, наверное, актерские сыграли свою роль. И Мама вроде даже рада. Ведь Мама мой самый строгий цензор. Я вообще стараюсь, чтобы Мама смотрела все мои новые работы. Мама и Юрий Петрович — вот мои цензоры. А то, что пошла в актрисы, я не жалею. Я за то, чтобы в жизни были неожиданности!
Наталья Путичева, 4.07.2005
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия