«Я была губкой, которая все впитывала» Наталья Путичева, (22.11.2005)

(Интервью с Дарьей Денисенко)

«Режиссёр — это личность, которая стоит над всем. Мне интересно понять механизм конструкции этой профессии, выработать способ борьбы с собой, на преодоление себя, организовать свою волю, наконец, организовать других людей?. Существует огромная перспектива к развитию себя как личности. Режиссёр — мозг, творец, некий сверхчеловек?Идеал, к которому я стремлюсь — это Юрий Петрович Любимов».

— Дарья, ни для кого не секрет, что в детстве происходит закладка основных человеческих качеств. Как происходило Ваше осознание самой себя? Может быть, Вы вспомните какие-нибудь яркие детские впечатления?
 — Из самых ранних — покупка мяча. Помню до сих пор, как он звенит, когда его бьешь об асфальт. Такой упругий. Красный. Мама пришла за мной в детский сад и принесла это чудо. Почему-то это запомнилось? А осознание себя происходило постепенно. Ощущение отчетности происходящего произошло в 15 лет. Я училась в Гнесинском училище, куда поступила после 9-го класса, а в училище учатся уже люди достаточно взрослые. Я смотрела на них и в какой-то момент почувствовала свою оторванность от родителей. Начала складываться собственная картина мира. Вот с этого момента я начала смотреть на себя со стороны.

— Давайте вернемся в самое раннее детство. Ваши детские увлечения, пристрастия?
— Я не уличный ребенок. Мама меня всегда старалась куда-нибудь пристроить. Я занималась в музыкальной школе, бальными танцами, английским языком. Мама пыталась устроить меня даже в секцию фигурного катания, но я тогда уперлась: «Не хочу. Не буду. Ходить буду, но на коньках кататься не буду».

— Проявление упрямства?
— Скорее проявление упорства? Так что времени погулять со сверстниками у меня не было. Еще любила рисовать. Мама сохранила мои детские рисунки с полугодовалого возраста. Сумасшедшие рисунки. Какие-то здоровые бабочки. Сюр. Я вообще рисовать люблю. Даже когда-то хотела стать модельером. Но музыка перевесила. Музыкой я занимаюсь с 6 лет. Моя Мама музыкант. Она играет на аккордеоне, домре, контрабасе балалаечном в оркестре народных инструментов, так что я слушала музыку еще в утробе Матери. Когда я подросла, то часто присутствовала на репетициях оркестра. С людьми я общаться не любила — была замкнутой, но музыку воспринимала очень хорошо. Была губкой, которая все впитывала.

— А Ваши детские мечты помните?
— Да, мечта моего детства — стать стюардессой. Я родилась в Алма-Ате, и нам часто приходилось летать на самолетах. Я любила летать, а тогда мечтала летать непрерывно?Безбоязненность полета.

— Когда и почему возникло желание связать себя с театром? Пойти в режиссуру?
— Когда я училась в Гнесинском училище на отделении «Теория музыки». Мое внимание привлекли люди, которые ходили по коридорам и постоянно степовали. Нет, даже ещё раньше. Когда я училась в школе. Наш классный руководитель Наталья Петровна Алябьева была нашей Классной мамой. Она постоянно устраивала спектакли и КВНы. Именно она и зародила во мне интерес к творческим людям, а вот оформилось желание уже когда я училась в училище на последнем курсе. Я решила поступать в ГИТИС (Прим. : РАТИ) на отделение «Музыкальный театр». Мама мою идею не поддержала. «Кто тебя там ждёт, — сказала она,- с улицы тебя никто не возьмёт». Но я всегда считала, что если очень хотеть, то всегда получится. На актерский факультет я провалилась, но во мне зародился интерес к режиссёрской профессии. Режиссёр — это личность, которая стоит над всем. Мне интересно понять механизм конструкции этой профессии, выработать способ борьбы с собой, на преодоление себя, организовать свою волю, наконец, организовать других людей. Режиссёр должен много знать, много уметь. Существует огромная перспектива к развитию себя как личности. Режиссёр — мозг, творец, некий сверхчеловек. Стремление перебороть свою бытовую сущность и стать универсальным. Идеал, к которому я стремлюсь — это Юрий Петрович Любимов.

— А как Вы пришли к Юрию Петровичу?
 — Перст судьбы. Я хотела поступать в ГИТИС на музыкальное отделение. В том году набирали два мастера: Бертман и Любимов. У Бертмана посмотрела «Кармен», у Любимова — «Евгения Онегина». «Евгений Онегин» стал для меня культурным потрясением, такой восторг я испытала. Я опоздала: мне поставили стульчик в партере — такое дружелюбное отношение персонала. Я погрузилась головой в спектакль. Живость и свежесть восприятия, живое действо на сцене поразили меня. Не образы, а жизнь, юность. Пушкин и должен быть таким: живым, подвижным. Со сцены веяло юностью, молодостью, задором. Я испытала массу положительных эмоций. Тогда я решила: «Это именно мой театр, начиная с вешалки».

— Дарья, а Вы эмоциональный человек?
— Я очень эмоциональный человек, но эмоции мои скрыты. Я скрытый интроверт: все эмоции кипят внутри, но я всегда в трезвом рассудке. У меня всегда перевес на стороне разума. Я стараюсь в себе копить энергию, а затем аккумулирую её. Мне вообще интересны сильные волевые цельные личности. Я стараюсь эти качества в себе воспитывать. Прежде всего, это контроль над эмоциями. Стойкость в постижении целей. Если я разуверюсь в цели, то за ветряными мельницами гнаться не буду, но если верю, то пойду до конца. По жизни нужно идти всегда к намеченной цели, не сворачивая. У Данте есть слова: иди своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят. Нужно идти своей дорогой.

— Если говорить об эстетике Театра на Таганке, то, что, как режиссера, вас в ней привлекает?
— Прямое обращение к зрителям, смелые заявления, которые выносятся на суд зрителей, отсутствие четвертой стены. Нравится условность театра, которую мы пытаемся сохранить в своих дипломных работах. А также большое значение музыки, ритма и речевого посыла.

— Ваш дипломный спектакль «СкаZка» идет на Малой сцене театра? Почему для своего дипломного спектакля Вы выбрали именно Набокова? Что повлияло на Ваш выбор?
— Набокова предложила Галина Трифонова, которая хотела исполнить роль г-жи Отт. Сначала мы делали отрывки, которые переросли в спектакль («СкаZка»). Мне нравится язык Набокова. Нравится своей ироничностью и своими красками.

— Перед премьерой сильно волновались?
Вначале было сильное волнение. Я очень хотела, чтобы спектакль понравился зрителям. И спектакль имел успех. Но Юрий Петрович всегда воспитывал в нас самокритичность. Он нас приучил к тому, чтобы в спектакле была правильно сформирована идея — это главное. Так что нет предела совершенству.

— А чье мнение для Вас важно?
— Мне важно мнение профессионалов. Мнение моих педагогов. На премьеру «СкаZки» я пригласила всех своих педагогов, и им понравился спектакль. К сожалению, Юрий Петрович заболел и не смог посмотреть «СкаZку». Но мы с ним разговаривали после премьеры, и он спросил: «Победой оглушены? Ну, посмотрим-посмотрим». Юрий Петрович — Мастер. Он профессионал. У него огромный опыт. Его советы я принимаю почти безоговорочно.

— Дарья, чему Вы научились у Юрия Петровича?
— Профессионально постигать произведения. Раньше у меня были идеализированные представления о профессии режиссера. А сейчас я окунулась в нее, как в океан, где есть свои айсберги и свои течения? Мне интересно учиться режиссуре у такого Мастера, как Любимов. Все время находишь то, что первоначально пропустил из вида. Интерес к профессии не ослабевает.

— Каковы Ваши творческие планы на ближайшее будущее?
 — Юрий Петрович предложил нам заняться комедией. Сейчас мне интересен Чехов. Чем больше узнаешь о нем, тем больше хочется узнавать дальше, тем интересней. Интересно изучить его личность, его пьесы как результат его творчества. Каждая пьеса Чехова требует особого внимания. В них многое сокрыто. Мне интересна «Чайка». Пока я на стадии осмысления этого произведения. Интересно, почему Чехов назвал «Чайку» комедией? Так сложилось, что эту пьесу много ставили, поэтому существуют определенные штампы в постановке. Нужно быть настоящим комедиографом, чтобы сохранить грань, чтобы не перейти в пошлость, примитивную комедийность. Нужно выработать определенное чутье, вкус, добиться определенного уровня? Юрий Петрович задачу ставит не из легких, но есть, над чем работать. Дальше — комедия. Дай Бог здоровья Юрию Петровичу.

Наталья Путичева, 22.11.2005