Власта Смолакова — одна из первых зарубежных театроведов, написавших дипломную работу о Театре на Таганке. Стажировок в Советский Союз для чехословацких студентов в 1974 году оказалось сто двадцать. В советской группе, приехавшей по обмену, оказался юноша Георгий Мельников, рассказавший Власте о любимовском театре. Молодую чешскую театроведку интересовала тема взаимодействия актеров и зрительного зала. Услышав рассказ Мельникова, она поняла, что писать диплом нужно именно о Таганке. Так случайные, казалось бы, события и встречи определяют судьбу.
Половину времени стажировки Власта провела в Ленинграде. В читальном зале театральной библиотеки переписывала от руки рецензии знаменитых советских театроведов и ходила в театр по два-три раза в день. И? За три месяца стажировки посмотрела в Москве и Ленинграде около ста спектаклей — товстоноговские спектакли в БДТ, начинавшего Льва Додина…
В Москве оказалась перед самым Новым годом. В первый раз пришла на Таганку 1 января, на утренний спектакль. Давали «Тартюфа». Около окошка администратора было пусто. Больше такого Власта на Таганке не видела ни разу. За билет в театр тогда отдавали ордер на квартиру, а тут все еще спали?
Правда, Власта всегда как-то попадала (бескорыстно помогала историк чешского театра Лариса Солнцева): ведь «Гамлет» с Высоцким шел всего один раз за время стажировки! Стоя «на одной ноге» на балконе, смотрела, как реагирует публика. Полтора месяца в читальных залах Ленинграда очень помогли: Власта начала понимать систему знаков Любимова, спектакли ей «открывались».
«Я придумала категорию „запланированного зрителя“ — понимающего все намеки, метафоры, аллюзии. Таганка существовала уже 9 лет и привлекла и воспитала такого зрителя. Зритель Таганки был частью спектакля».
Знакомиться за кулисы не пошла — робкая, хорошо воспитанная студентка с прекрасным русским языком, который был обязательным для преподавания в странах Восточной Европы. И сейчас Власта, уже большой начальник, любит приговаривать: «Все постепенно, органично набирается. Нельзя давить и спешить».
Юрий Петрович Любимов знаком с экс-президентом Чехословакии Вацлавом Гавелом со времен их диссидентства. В национальном театре Вены, где он ставил Гоголя, Любимов познакомился с другом Гавела, актером Павлом Ландовским. Славяне, лишенные гражданства своих стран, они помогали друг другу. В 2007 году Юрий Петрович Любимов собирал друзей на свое 90-летие. Среди приглашенных были и Гавел, и Ландовский. Так получилось, что опекать Гавела в Москве пришлось Власте, уже не думавшей, что она вернется в Москву после выполненной миссии атташе по культуре в конце 90-х гг. Но она вернулась — теперь уже директором Чешского культурного центра при посольстве Чехии.
Театральные увлечения молодости часто бывают на всю жизнь. Гавел и Андрей Кроб начинали вместе рабочими сцены в театре «На Забрадли». Потом завлитом «На Забрадли» работал Гавел, спустя десятилетия — и Власта Смолакова? Теперь Кроб — режиссер, специалист по драматургии Гавела. Еще в период «нормализации» отношений с СССР Кроб основал любительский подпольный театр и ставил пьесы Гавела, когда это было запрещено. Сейчас Власта везет в Москву спектакль «Уход» по пьесе Гавела в постановке Кроба. Где он будет идти? Конечно, в Театре на Таганке.
23 апреля Театру на Таганке исполнилось 45 лет
24 апреля на Таганке — премьера спектакля «Сказки» в постановке Юрия Любимова
27, 28 апреля — спектакль «Уход» по пьесе Вацлава Гавела Театра имени Клицперы города Градец Кралове
29 апреля — презентация сборника чешских пьес «Вацлав и другие» в Чешском центре на ул. Фучика, 12/14.
Екатерина Васенина
24.04.2009
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия