Казалось, совсем недавно Таганка, воодушевленная возвращением Юрия Любимова, праздновала свои четверть века — праздновала весело, капустно, хулигански остроумно. Промелькнули еще два десятилетия («с коллизиями», как выражается Юрий Петрович), Любимова покинули многие — кто ушел на Новую сцену, в Содружество актеров Таганки, кто в свободное плаванье, а кто и из жизни. Очередное 23 апреля отмерило театру цифру 45. Сорокапятилетний юбилей (а по-чиновничьим меркам вовсе и не юбилей) труппа, костяк которой составляет уже третье поколение таганцев, встретила не просто премьерой, а премьерой в постановке основателя театра (знает ли история подобный аналог?!) — полуторачасовым спектаклем «Сказки» по мотивам произведений Андерсена, Уайльда и Диккенса.
Лет 6 назад, на чествовании 85-летнего Любимова, греческий режиссер Теодорос Терзопулос попросил его поделиться секретом молодости. Из гущи актеров тут же выкрикнули: «Не говорите!» Любимов, тем не менее, ответил. С достоинством разведя руками, задумчиво произнес: «Главным образом — дело».
Идут годы, Мастеру уже 91, а главным по-прежнему остается Дело — его Театр. Так что сентябрьские любимовские юбилеи, как и общетеатральные апрельские здесь отмечают не торжественной говорильней, а исключительно показом новых постановок.
Публика 23 апреля собралась именитая — Сергей Капица, Марк Захаров, Андрей Хржановский, Тонино Гуэрра, старожилы Таганки — Валерий Золотухин, Вениамин Смехов. Бродили по фойе, давали интервью, угощались шоколадными батончиками, как выяснилось, любимыми конфетами Юрия Петровича. Вошедшего в зрительный зал героя дня встретили стоя, долгой овацией, а он, поблагодарив, предупредил, что длинных спектаклей теперь не ставит, и привычно прошел к своему режиссерскому столику в проходе.
Уложить в полтора часа сценического времени «Русалочку» Андерсена, «Счастливого принца» Уайльда, «Сверчка на печи» Диккенса и еще пару его же рождественских рассказов мало кто решится. Но театральное божество седовласого Любимова — Его Величество Ритм (рэп, степ, теперь вот — форменный цирк). Именно ритм, да еще сплав музыки, пластики и цирковых трюков решают в «Сказках» все. Действие разыгрывается на двух огромных батутах, соединяемых под разными углами. Они могут оказаться и крышей, и мостом, и постаментом. На них пружинят Русалочка, Морская ведьма, Ласточка, Тростничок, выделывают немыслимые сальто эпизодические персонажи. Даже на поклоны здесь не выходят, а выпрыгивают, головокружительно выпадают на батут, и шоу продолжается.
По словам постановщика, репетируя, стремились к «шагаловской картинке». Задним числом припоминая парящих в синеватом воздухе вверх ногами людей (кто-то даже умудряется, зависнув вниз головой, играть на скрипке), понимаешь, что это не просто красивые слова.
Конечно, каждому отдельному сюжету в спектакле несколько не хватает развития. А любое из избранных произведений, вообще говоря, заслуживает чуть более пристального внимания. Да и Добро как-то уж очень по-цирковому стремительно и эффектно расправляется в любимовских «Сказках» со Злом. Впрочем, сегодняшняя труппа Любимова — не столько драматические актеры, сколько заставляющие тебя многократно ахнуть лицедеи. Их легко представить в «Десяти днях, которые потрясли мир», но почти невозможно — в «А зори здесь тихие?» или «Деревянных конях», или «Гамлете». Они другие. Иной и Любимов, впрочем, неизменно поражающий азартом молодости и увлеченности, восхищающий творческим долголетием.
Сегодняшний Юрий Петрович упоенно командует своим артистам «Ап!», и они отвечают ему фейерверком аттракционов.
Мария Хализева, 05.2009
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия