Таганские апокрифы, «Планета красота», (16.05.2009)

Эстет-шок, пронизывающий насквозь… Шокее не были в искусстве потрясенья…

Мощь поэзии… Поэзия мощи…
Эпический размах лирических отточий. Хлесткий удар стилевого бича. Рифмою сценодержавной наотмашь бьющи образы и смыслы. По глазам… по душам… по фантазьям…

Пронзительных метафор дерзкий залп. Гипербол содрогающий разряд. Изысканность избыточной системы.
Таганка — Театр-праздник, даже когда трагедия сочится из капилляров реплик. И бродит…бередит по жилам мизансцен.
Таганка — Театр-дразник: дерзит и дразнит даже тогда, когда говорит вызывающе серьезно и глубоко. Это самая мужская и мужественная труппа. Самая телесная и темпераментная…

Ваятель Таганки, архитектор и композитор, сочинитель ее брутальных феерий, ее трагикарнавальса — Юрий Петрович Любимов. Не почетный маэстро, и не мэтр, а дерзкий и свободный Мастер, бродильный фермент сказочных преображений всей российской послевоенной сценичности…
Ю. Любимов — держатель таганских акций — формальных, смысловых … движенческих … подвижнических … Апологет новизны и открытий…
Инвестор интеллектуальности — в эпицентр лицедейства — действа лиц…

Таганка — очень здоровый театр. И потом пишется о нем не вразвалочку, не дряблою походкой, а со стремительной победительностью темпераментным пером … Стило, взрезающим таганские виденья.

По-брехтовски — Ю. Любимов не ищет все время новые ответы на старые вопросы, а ставит — новые…
Ингредиент жаркой социополитики в бездне зрелищной поэтики, в без-дна — поэзии — особый шарм и колорит таганских остроты и остротности…

Таганский мир — империя контрастов: авангард-фольклор, стихия публицистики — и стиха. Зрелище высокой философии — и площадной балаганности …
Элитарность — и массовость…

Объяснюсь.
Легендарной Таганке удалось решить невозможную теорему, сформулированную еще Брехтом, да так и не разрешенную им: сделать элиту массовой, а массу — элитарной…
У любимовских лицедеев — театр, безусловно, элитарный (со сложнейшей образностью, небывалой стилистикой, своестильной техникой игры и речи, с крайне непростой литературой) — стал самым массовым в годы своего расцвета — авангард перемен и высказываний …

Его элитарная публика тоже преображалась, в массовую обращаясь …
И масса таганских фанатов, фанатея от спектаклей, не становилась массовкой, а прямо на глазах от впечатлений — вскипала до элиты…
Так, Таганка активно, даже — агрессивно, общаясь, — творила нового зрителя, своенравного и свободного мыслителя, неравнодушного.
Делатели. Прививала шарм высокого европеизма своим поклонникам.

Таганка — театр-Апокриф, и сцена — для апокрифов.
Юрий Петрович Любимов не ищет и даже не находит (формула Пабло Пикассо — «Я не ищу. Я нахожу») экспрессию новых форм и экспериментальных нахождений…
Он — их создает!..

Апокрифами насыщен Таганки каждый миг.
Давно уже немыслима наша жизнь без них…
Апокрифизация всей современной культуры волшебниками с Таганки — продолжается…

Владимир Климов

16.05.2009