Ровно 40 лет назад студенты Щукинского театрального училища показали искушенному столичному зрителю спектакль по Брехту «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Любимова. Публика была потрясена. Так родился театр-легенда — Театр на Таганке.
Выспаться — единственное желание актеров, администраторов и Юрия Любимова. Готовится юбилейная премьера — все-таки 40 лет театру, который показывал жизнь гораздо реалистичнее, чем все, что в этой жизни происходило. В конце 80-х журналистам, работающим в Москве, коллеги первым делом советовали идти в Театр на Таганке. «В театр Юрия Любимова ходили постоянно, чтобы ощутить, какие были чувства людей, понять, что по-настоящему было в голове», — вспоминает писатель Джульетто Кьеза.
Первый же спектакль запретить хотели пожарные — зрителей на «Доброго человека из Сезуана» собралось в 2 раза больше, здание грозило обвалиться. С тех пор без аншлага не проходил ни один показ. «Нам казалось 20 лет назад, что мы обеспечены аншлагами до пенсии. Мы всегда были винтиками в театре одного режиссера», — говорит актер Валерий Золотухин — один из немногих из легендарного первого призыва таганковцев.
Кого не устраивало, уходили. Остались самые верные. «Актеры без руки режиссера никуда не денутся, они просто этого не понимают, — уверен Юрий Любимов. — Это совсем разные профессии. Хотя я сам из артистов, но я же переменил профессию. А они хотят и тут и тут. Не бывает. Не усидишь, понимаете ли, на трех стульях одним задом».
Таганка и Любимов — настолько неразделимые понятия, что великий Эфрос, заменивший режиссера в годы эмиграции, сейчас воспринимается приглашенным на время режиссером. Любимов, по его собственным словам, «выстриг, как проплешину на голове арестанта, другую театральную эстетику», за что травили и загоняли. В итоге выдавили из страны. Сейчас он вспоминает это с юмором, но 20 лет назад готов был от тоски по дому, по Таганке, умереть. А сам он стал отцом для многих из актеров. Если бы не Юрий Петрович, говорила Марина Влади, Володя Высоцкий бы ушел из жизни гораздо раньше.
Даже в юбилейных разговорах он предпочитает говорить о будущем. Сегодняшнюю премьеру (спектакль «Идите и остановите прогресс» по поэзии Хармса, Заболоцкого и Введенского — Прим. ред.) обсуждать отказывается: приходите — увидите. «Это просто кусок нашей культуры, который взяли и выбили, — объясняет Юрий Любимов. — Вам бы уничтожили позвоночник один — вы же исказились бы? И действительно, остались вы с дядей Степой».
Любой театр может жить не больше 20 лет, однажды вывел классик. Быть может, Таганка — исключение из правил. Лишний билетик пытаются достать здесь и сейчас.
Гуля Балтаева, 23.04.2004
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия