Спекулируют билетиками, значит, театр жив! Лариса Белякова, (из Киева), (11.2005)

Они говорят о нем с легкой иронией, даже немножко с язвинкой,они рассказывают о его чудачествах на репетициях и в жизни, о страсти к формотворчеству во всем, о режиссерской ревности к своим актерам, которым только в последнее время разрешил сниматься в сериалах, да и то, когда они не заняты в спектаклях, а такого просто не бывает. И при этом они его боготворят, как ученики Мастера, как талантливые дети своего гениального Родителя. Они — это артисты Театра на Таганке, большие гастроли которого начались в столице Украины, он-это 88-летний ЮрийЛюбимов, который создал театр и руководит им без малого 40 лет.

Последний раз таганковцы давали в Украине премьеру «Братьев Карамазовых» в 1997 году. В этот раз они привезли обновленного «Доброго человека из Сезуана», «Евгения Онегина», «Идите и остановите прогресс (обэриуты)», «Бриколаж», «Марат и маркиз де Сад», «Фауст» и совсем свежую премьеру «Суф(ф)ле» — свободную фантазию на тему произведений Ницше, Кафки, Беккета и Джойса. Спектакль «Шарашка», где Любимов играет Сталина, скорее всего, отменят, так как режиссер сейчас болеет, и врачи не разрешают ему напрягаться, а вместо этой будет идти «Мастер и Маргарита». Спектакли в Киеве проходят на трех сценах: в Театре оперетты, им. И. Франко и им. Леси Украинки.

Чем живет сейчас Театр на Таганке? Раскол на «любимовцев» и «губенковцев» продолжается, конфликт приобрел характер вялотекущего, многие из лагеря «раскольников» и хотели бы вернуться в «лоно», да боятся подступиться к Любимову с такой просьбой. Некоторые, как Алла Демидова, ушли в «никуда», так как не видели применения своему таланту в театре у Губенко, который все свои помещения сдает в аренду подозрительным фирмам, а искусством уже давно не занимается. Театр же Любимова сохраняет и развивает собственные традиции, ставит по одному (иногда по два) спектаклю в год, борется (но не подстраивается) за своего зрителя, последнее время резко помолодевшего. В фойе таганковцев висит большой рулон бумаги и рассыпаны фломастеры: каждый желающий может оставить свое впечатление от спектакля. Это — один из элементов сотворчества, которое очень любит главный режиссер: вместе с актерами и зрителями он рождает настоящие шедевры интеллектуального, поэтического театра.

Юрий Любимов никогда не идет прямым путем, говорят актеры театра Феликс Антипов, Анатолий Васильев, Тимур Бадайбенли и Алексей Граббе, он улавливает состояние души человека в определенный момент, ищет форму соответствия этому состоянию и блестяще проникает в самую суть. Поэтому, очевидно, сейчас и появилось «Суф(ф)ле». На сцене всегда царит хорошая литература.

После просмотра «Евгения Онегина» многие школьники, которые сегодня не приучены к классике, выходят из зала озадаченными: «Прикольно, нужно бы почитать». Кстати, эта постановка — самая любимая и у актеров театра. Что же касается популярности Таганки, то артисты, дававшие в Киеве пресс-конференцию, высказались об этом так: «У спекулянтов продолжают просить „Лишние билетики“ на наши спектакли — значит, наш театр жив!»

Лариса Белякова, 11.2005