Скандал вокруг киевских гастролей «Таганки» развивался в полном соответствии с законами криминально-авантюрного жанра.
Чего только не случилось за три недели киевских гастролей Театра на Таганке: актёрам не выплачивали суточные и гонорары, опечатывали зрительный зал. Актёры недоумевали, почему собственно, должны заниматься благодетельностью, и грозились, бросив всё, уехать в Москву. А там, в свою очередь, волновался главный режиссёр театра Юрий Любимов, из-за болезни не приехавший в Киев. Профессиональная этика и душевное благородство побеждали, и актёры снова выходили на сцену. Люди, занимавшиеся организацией гастролей, судя по всему, такими качествами похвастаться не могли?
Заместитель генерального директора Театра на Таганке Галина Петропавловская, комментируя ситуацию для российского интернет-издания «Газета.ги», обвинила в непрофессионализме фирму-организатора. Она пояснила, что организаторы 16 ноября «оплатили 20% суммы договора, хотя ещё 15 ноября должны были быть оплачены 100%». «Это просто аферисты. Неумелые, неорганизованные товарищи, которые не понимают, что делают. Ну, и мы попались на эту удочку. Мы тоже лопухнулись», — сказала Петропавловская.
Один из инициаторов киевских гастролей Театра на Таганке Леонид Криворучко рассказал «Профилю», что «собственно, конфликт возник из-за отказа „Ольвии“ выполнять взятые на себя обязательства, как то: выплачивать актёрам гонорары и суточные, которые поступали с большим опозданием. Объясняли они это тем, что билеты на спектакли практически не продавались, хотя это тоже был их просчет. Сегодня заплачены деньги только за часть спектаклей. Что касается остальной суммы, то в „Ольвии“ утверждают, будто бы она выплачена сполна, но театр факт поступления денег пока не подтвердил». По мнению опрошенных экспертов, такой проект, как гастроли «Таганки», стоит от $150 тыс. до $200 тыс. Крупные украинские компании уже готовы вкладывать такие суммы в спонсорские пакеты. Но на поиск столь щедрого спонсора у продюсерского агентства уходит, как правило, полгода-год. Потому и выживают на рынке не столько ушлые и оборотистые, сколько последовательные и аккуратные — те, кто умеет просчитывать свои доходы и честно работает с партнёрами.
Сегодня аудиторию киевских театралов обслуживают семь-восемь специализированных продюсерских агентств. Однако большого театрального разнообразия на столичных подмостках нет и в помине. Из всех возможных соблазнов и достижений мирового театрального искусства киевских антрепренёров интересуют в основном московские гости двух категорий: попсовые спектакли-однодневки с участием сериальных любимцев публики и прославленные театральные коллективы с неменее прославленным советским театральным прошлым. Как говорится, третьего не дано.
Как рассказала «Профилю» директор гастрольного направления продюсерского агентства «Альянс Шатро» Ольга Стельмашевская, «в последние годы компаний, которые организовывают гастроли, не рассчитываясь с театрами и исполнителями, в Украине становится все меньше».
Сама по себе идея масштабных гастролей легендарного театра, у которого в Киеве много поклонников, безусловно, имела перспективу. Однако при организации этих гастролей было допущено множество ошибок.
«Таганка» всегда была коллективом специфическим, со своими принципами и эстетикой. И если в пик моды на этот театр туда рвались как его поклонники, так и те, кто в подобных театральных действах мало что смыслил, то нынче ситуация изменилась. Судя по всему, ставку надо было делать на тех, кто исповедует именно такой, весьма далёкий от бытовухи и попсы, театр. И такой зритель в Киеве есть, но, вероятно, в ином диапазоне цен на билеты. На сайте агентства «Ольвия» цена билетов на спектакли «Таганки» — от 450 до 750 грн. По другим сведениям — от 50 до 1200 грн.
Кроме того, по мнению опрошенных экспертов, гастроли оказались провальными по причине неправильной организации продажи билетов (реализовано всего 10%). Компания-организатор «Ольвия», специализирующаяся на продаже билетов на все мероприятия Киева, пыталась расширить сферу своей деятельности, но не учла специфику целевой аудитории.
«Рекламная кампания гастролей была организована неразумно, — говорит Ольга Стельмашевская. — Возможно, потратили лишние деньги там, где их вполне можно было сэкономить. Не нашли хорошего спонсора, который бы мог „перекрыть“ все затраты на приезд и проживание труппы, гонорарную часть и тому подобное. Всё это — свидетельство непрофессионализма. Очевидно, им показалось, что если они берут такой серьёзный раскрученный бренд, то легко его продадут, как любой попсовый концерт. И абсолютно не учли, что „Таганка“ — достаточно сложный коллектив, да и время сейчас для искусства непростое. Такие гастроли нужно серьезно готовить: изучать целевую аудиторию, грамотно выстраивать репертуарную афишу. Большой ошибкой было растягивать такие гастроли на целых три недели! Я уже не говорю о категорически высокой цене на билеты».
В то же время театральное агентство «Ольвия» уверяет, что с театром расплатилось полностью, и от более подробных комментариев отказывается.
Гастроли московского Театра на Таганке начались в Киеве 2 ноября и продолжались до 21 ноября.
Людмила Грабенко, 21.11.2005
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия