"Любимов — человек редкий", Наталья Путичева, (16.12.2004)

«Нет искусства без театра, нет театра без Театра на Таганке, нет Театра на Таганке без Юрия Любимова», — сказал польский посол в РФ Стефан Меллер, вручая Юрию Любимову Кавалерский Крест Ордена Заслуги.

Торжественная церемония состоялась в Театре на Таганке 12 декабря сразу же после спектакля «Идите и остановите прогресс». Как только затихли первые зрительские аплодисменты, один из старейших актеров Феликс Антипов громогласно возвестил: «На сцену приглашается Чрезвычайный и полномочный посол республики Польша в Российской Федерации — Стефан Меллер».

В то же мгновение на подмостках зрители увидели энергичного дипломата, голову которого обрамляла благородная седина. Стефан Меллер извинился за то, что после «такого прекрасного спектакля ему приходится так ужасно говорить по-русски». Замечу, что говорил он не «так уж и ужасно»? Во всяком случае, собравшиеся его прекрасно понимали и бурно реагировали (то аплодисментами, то репликами) на его шутки. По словам, Стефана Меллера, «для Польши и поляков Театр на Таганке с первого дня своего появления был легендой, а центром этой легенды — был Любимов». Много говорить о российском режиссере дипломат не стал, так как посчитал, что Юрий Любимов на столько широко и хорошо всем известен, что «когда называешь имя Любимов — Все Всем становится ясно».

Далее был зачитан сам Приказ о награждении, который звучал примерно так:

Постановлением Президента Республики Польша Его превосходительства г-на Александра Квасьневского от 21 октября 2004 года Юрий Любимов награждается Кавалерским крестом Ордена Заслуги за выдающиеся заслуги в развитии польско-российского культурного сотрудничества.

Замечу, что Кавалерским Крестом Ордена Заслуги в разные годы были награждены граждане России: ректор ВГИКа — Александр Новиков, директор Музея кино Найм Клейман, среди иностранных деятелей искусства — польский режиссер Кшиштов Занусси.

Как отметил Стефан Меллер, «этот орден, действительно, редкий, но ведь и Любимов — человек редкий». Польский дипломат признался, что «каждый раз, когда он приходит на премьеру на Таганку, то думает, что лучшего спектакля он еще не видел. Но потом приходит на новый спектакль и понимает, что он — лучший». Тем не менее, Стефан Меллер сказал, что его любимыми спектаклями стали «Марат и маркиз де Сад» и последняя премьера Театра на Таганке «Идите и остановите прогресс».

Писатель Андрей Битов, который присутствовал на на спектакле и на церемонии награждения, также назвал последнюю постановку Юрия Любимова лучшей из того, что он видел: «А если последний — лучший, то это самая большая похвала. Юрий Любимов справился с самым сложным материалом о культуре XX-го века и справился, как автор, потому что он сумел сделать спектакль из того случайного подтекста истории погибавшей русской культуры, которая называется — обэриуты». Так что, по мнению Андрея Битова, «русский авангард понят очень точно и без единой фальши в политизации. Это именно культура, которая восстает столбом и побеждает».

В свою очередь писатель Фазиль Искандер сравнил Юрия Любимова с Александром Твардовским, а Театр на Таганке с журналом «Новый мир»: «Это, грубо говоря, в художественной форме борьба за свободу. И Твардовский и Любимов проявили огромное мужество и терпение, чтобы отстаивать право на это. Конечно, им приходилось находить особый язык, но их счастье было в том, что зритель прекрасно понимал этот язык, а цензура иногда плохо понимала?»

Евгений Пастернак, сын Бориса Пастернака поддержал Фазиля Искандера, назвав Таганку частью нашей истории: «Это начало, когда „Гамлет“ в переводе моего отца с участием Высоцкого прогремел на сцене Таганки, это „Добрый человек из Сезуана“, а то, что Юрий Любимов продолжает ставить замечательные спектакли, это способно меня только удивлять?».

Вот такой замечательный вечер прошел в Театре на Таганке.

Другую награду — Шведский Королевский орден Полярной звезды — Юрий Любимов получил через несколько дней, 15 декабря, в Резиденции шведского посла Юхана Муландера.

Приказом Его Величества Короля Швеции Карла XVI Густава Юрию Любимову присвоена Командорская степень Королевского ордена Полярной завезды.

Королевский Орден Полярной звезды, один из самых древних орденов Щвеции, был учрежден в 1748 году Королем Фредриком 1 по предложению шведского парламента. Шведский король, подражая французскому королю Людовику XVI, называвшему себя Королем-Солнцем, представил себя в образе Короля Полярной звезды. Орденом награждались высокопоставленные чиновники, как в Щвеции, так и за границей. Однако, начиная с 1975 года, орденом Полярной звезды награждаются только иностранные граждане в знак признания их личных заслуг перед Швецией или за вклад в развитие отношений со Швецией.

Король Швеции Карл XVI Густав является Магистром этого ордена, а это означает, что Король сам принимает решения о том, кого наградить орденом.

В разные годы этот орден получили такие деятели науки, культуры и искусства, как: Николай Рерих, Альфред Нобель, Грета Гарбо, Мстислав Ростропович и вот теперь Юрий Любимов.

Шведский посол Юхан Муландер считает себя поклонником таланта Юрия Любимова.»В 70-е годы я очень активно ходил в Театр на Таганке, — сказал он. — Я Высоцкого видел в «Гамлете», видел «Тартюфа» и «Галилея». Когда Юхан Муландер уехал из России, то он всякий раз стремился попасть на постановки Юрия Любимова за границей: на «Мастера и Маргариту» в Стокгольме, а также на спектакли в Вене и Цюрихе. Как сказал шведский посол, «Юрий Любимов — выдающийся русский деятель театра, который поставил много вещей в Швеции. Мы его очень высоко ценим. И уже долгое время существует сотрудничество между Театром на Таганке и шведскими театрами. Мы хотели бы его наградить за творческую работу и творческую свободу в России, когда в Театре на Таганке можно было свободно дышать».

Звезда, которая была вручена Юрию Любимову, серебряная и состоит из Мальтийского креста с Полярной Звездой в центре.

Сегодня 87-летний Юрий Любимов сознательно отказывается от контрактов на Западе, целиком посвящая себя Театру на Таганке. Он активно репетирует новый спектакль по произведениям Ницше, Кафки и Беккета. Рабочее название — «Взгляд».

Наталья Путичева, 16.12.2004