В день рождения, в воскресенье, 30 сентября, все желающие могли с полудня до двух поприсутствовать на репетиции и поздравить юбиляра. Вечером состоялась давно ожидавшаяся премьера — новое прочтение комедии Грибоедова, озаглавленное маэстро «Горе от ума — Горе уму — Горе ума».
Как минимум два подарка Любимов получил заранее. Первый — изданная издательством «НЛО» книга «Таганка: личное дело одного театра». Строго говоря, эта книга — развернутый отчет о том, чем был театр в советском государстве. Как с ним «работала» цензура. Как государственная машина, зачастую через совершенно некомпетентных и малообразованных людей, пыталась переварить Искусство. Второй — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Симптоматично, что указ о награждении «антисоветчика» Любимова Ю. П. подписан человеком, для которого развал СССР — самая большая трагедия ХХ века.
По большому счету с Искусством (сделанное Любимовым подразумевает обязательную заглавную букву) в России всегда так. С одной стороны — признание особенных, уникальных зрителей, с другой — неприятие официозом. Который потом «одумывается» и идет на попятный. Мол, да мы и сами всё знали, вот только время было такое?
Сказать, что все спектакли Юрия Петровича были всегда на предельной высоте, нельзя. Театр — живой организм, режиссер — живой человек, актеры — тем более. Но Любимов сотворил Явление. А если иметь в виду актеров (Высоцкий, Золотухин, Демидова, Филатов…), которые работали на Таганке, то становится ясно, какого масштаба. Причем Юрий Петрович, вынужденный долгие годы лавировать между чиновными и бюрократическими Сциллами и Харибдами, ухитрился каким-то образом даже советских сановников включить в своеобразный хэппенинг. Когда от министра культуры, члена Политбюро, тов. Демичева зависела судьба спектакля «Дом на набережной», Любимов в разговоре с министром сослался на тов. Суслова, главного идеолога страны Советов. Мол, тов. Суслову пьеса понравилась. Это была ложь. Суслову не только пьеса не нравилась (он, впрочем, ее не читал?), ему и автор, Юрий Трифонов, был глубоко несимпатичен и как писатель, и как человек. Но — сработало!
Видимо, тут сыграла свою роль общая эстетическая ориентация Юрия Петровича. Его зрелищный, злободневный, иногда публицистический театр, продолжающий не только традиции великих мастеров, но театра площади, агит-театра «синеблузников» — привлекал всех и каждого. И очень многих раздражал. Ну, да — завидовали. Завидовали зрительскому успеху, в конце концов — сомнительной славе «антисоветчика». А когда в 70-е Любимов был приглашен ставить оперные спектакли в «Ла Скала», с каким сладострастием его обвинили в пренебрежении традициями (он ставил оперу «Война и мир»), в буквальном издевательстве над русской культурой. Тут работала привычная советская схема: никто не видел (подозреваю, что и писавший статью в газету «Правда» известный литовский дирижер), но сказать слова осуждения было первейшим долгом. Дальше по накатанной схеме — ещё один выезд за границу для работы над спектаклем, лишение гражданства, попытка смешать с грязью не только Любимова, но и тех, кто работал с ним вместе. Не получилось. И гражданство вернули?
По рассказам самого Юрия Петровича Любимова, он видел Ленина в гробу. В буквальном и в переносном смыслах. Он всегда боролся за свое дело и дело свое делал. И делает сейчас. Набрал молодых актеров. Работает с ними. Если когда-то, в 1963 году, костяк театра на Таганке сложился из студентов третьего курса Щукинского училища, то теперь такой «училищной» сплоченности не наблюдается. Но Юрий Петрович сплачивает актеров даже не авторитетом своим и опытом, а самим фактом существования. Он влияет «дистантно». Немудрено!
Поздравить Любимова с юбилеем пришли Марк Захаров, Александр Калягин, Александр Ширвиндт, Андрей Вознесенский, Александр Кабаков, Анатолий Приставкин, Зураб Церетели, Евгений Примаков, Григорий Явлинский, Гавриил Попов, Владимир Лукин. А мэр Юрий Лужков пообещал Любимову построить новый театр и выразил надежду, что следующий юбилей режиссера театр будет справлять в новом здании.
Специально на день рождения Любимова прибыли в Москву драматург и бывший президент Чешской Республики Вацлав Гавел, польский актер Даниэль Ольбрыхский и итальянский сценарист Тонино Гуэра.
Доброго здоровья Юрий Петрович. И новых спектаклей!
Станислав Лаврович
1.10.2007
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия