В.Мартынов
ШКОЛА ЖЕН (Опера-Буфф)
Либретто — Ю. Любимов
Сценография — Б. Мессерер
Костюмы — Р. Хамдамов
Москва, Новая опера
Проект Ю. Любимова
Премьера 20 мая 2014 года
В.Мартынов
ШКОЛА ЖЕН (Опера-Буфф)
Либретто — Ю. Любимов
Сценография — Б. Мессерер
Костюмы — Р. Хамдамов
Москва, Новая опера
Проект Ю. Любимова
Премьера 20 мая 2014 года
«ЭТО БУФФА! НАДО СМЕЯТЬСЯ…»
«Чтобы хорошо сделать спектакль, нужно месяца полтора…Опера – очень дорогое искусство!» - считает Юрий Любимов.В театре «Новая Опера» с мэтром отечественной сцены согласны, поэтому подготовка оперы Владимира Мартынова «Школа жен», премьера которой назначена на 20 мая 2014 года, уже идет полным ходом.
Репетиции в «Новой Опере» начнутся с 26 марта, а в конце января Художественной коллегии театра и средствам массовой информации были представлены макеты декораций, выполненные знаменитым театральным художником Борисом Мессерером, с эскизами костюмов актеров, подготовленные Рустамом Хамдамовым.
«Мы надеемся, что четыре месяца, которые остались до постановки, пройдут плодотворно, - сообщил на презентации декораций директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев. – Музыкальный материал абсолютно готов, есть клавир, солисты получили партии, и в ближайшее время пройдет еще одно завершающее большое прослушивание на оставшиеся партии. Мы уже понимаем сегодня, как будет выглядеть этот спектакль, и скоро надеемся увидеть костюмы». По словам Дмитрия Сибирцева, впервые в спектакле на сцену театра «Новая Опера» выйдут контратеноры, для которых написано две партии. На них взяты приглашенные артисты – Олег Безинских, Владимир Магомадов и Николай Гладких, причем каждый учит обе партии. В остальных партиях – штатные солисты театра «Новая Опера». На прослушивании оперы уже присутствовал дирижер-постановщик Дмитрий Юровский. Но, как заявил Юрий Любимов, «Нам еще нужно очень хорошего голосистого Мольера». Сам маэстро когда-то играл французского комедиографа, и в его концепции Мольер – главный персонаж.
Юрий Петрович также написал либретто к опере, которую намерен представить как «истинную оперу-буффа». «Она как-то тихо скончалась, корни комедии дель арте тоже пропали и превратились в беготню. А это буффа. Надо смеяться», - убежден Юрий Любимов.
«Музыка чистая, интересная, местами даже где-то шлягерная, и может быть интересна как современная комедия буффа, - добавил режиссер Игорь Ушаков. – Действительно, комедии буффа уже не существуют в природе. Они перешли в комические оперы, куплеты и так далее. Мы попробуем сохранить этот жанр, стиль французской оперы – диалог и музыкальные номера». Юрий Любимов убежден, что в опере обязательно должны быть два-три шлягера, и постарается преобразовать «речитативы в шлягеры, чтобы народ запел».
С композитором Владимиром Мартыновым Юрий Любимов работает долго, более 15 лет. «Мы понимаем друг друга, с нас и достаточно, - улыбается Юрий Петрович. – Заверяю вас, музыка интересная. Оригинальная, как всегда… Есть некоторые споры у него со мной, но это – наше, а в результате вы их не увидите». Все действие длится два часа, опера – в двух актах. Сюжет либретто основан, по словам Любимова, на «всем Мольере». От «Школы жен» практически ничего не осталось, сюжет – классически прост. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены. В итоге король так и не появляется. Ложный апофеоз с торжественным выносом портрета короля Людовика XIV превращается в фарс…
Декорации, выполненные художником-сценографом Борисом Мессерером, создают, скорее, традиционный статичный объем сценического пространства. Их основным элементом станет ажурная металлическая конструкция, которая на протяжении всей оперы будет присутствовать на сцене.
«Её ажурность может стать контражурностью, если ее подсветить золотистым светом, - объяснил автор свой замысел. – Мы хотим отразить и театр Мольера, и эпоху Людовика XIV. Минимальными средствами добиваемся того, чтобы выразить изящество эпохи. Переплеты дверей на сцене повторяют своим рисунком форму окон малого версальского Трианона; люстры в пустом пространстве создают и театральную, и дворцовую обстановку. Поручни – для техники безопасности и одновременно для большего ажура. Ещё есть фонарики, которые дают ощущение рампы и старинного театра, и суфлерская будка, из которой появится сам Мольер». В центре сцены – огромный портрет Людовика XIV, внутри солнца, в обрамлении лучей.
Эпоха Короля-Солнце, Версаля и мольеровского театра цельно и точно схвачена на эскизах костюмов Рустама Хамдамова. Несмотря на то, что конкретные исполнители, под которых готовятся костюмы, до конца еще не выбраны, художнику удалось воплотить дух эпохи и создать определенный стиль. Юрий Любимов так и заявил: «Стиль есть. А натура пока неизвестна, надо будет по телу учитывать реальную фигуру. Пока он стиль показал – это его манера работы. Его переделать нельзя, свобода творчества…».
Любоваться всем этим великолепием и смеяться от души, напевая шлягеры из «Школы жен», будем с конца мая. А пока с нетерпением ждем возрождения оперы буффа в театре «Новая Опера».
Ирина ШЫМЧАК
Фото автора
Фоторепортаж с пресс-конференции на странице "Музыкального Клондайка" в facebook https://www.facebook.com/
«Новое прочтение Мольера обретает сценическое пространство».
28 января в Зеркальном фойе московского театра Новая Опера прошла официальная презентация макета декораций к опере «Школа жен» Владимира Мартынова в постановке Юрия Любимова, мировая премьера которой назначена на 20 мая 2014 года. Работа над оперой в самом разгаре, именитая команда высоких профессионалов своего дела собирается приступить к непосредственным репетициям уже в конце марта, как заверил присутствующих директор театра Дмитрий Сибирцев.
Глядя на представленный макет, Юрий Петрович Любимов отметил, что ему нравится легкость и ажурность конструкций, представленных на сцене. (Ажурность конструкции может стать и контр-ажурностью в зависимости от освещения и сценического решения заданного момента). Ведь именно такой легкости и хотели добиться главные идеологи постановки. Главное, как было замечено, - это сохранить прозрачность, чтобы и зал засиял светом. Публика должна видеть, что она тоже находится в центре разворачиваемых событий. Это идея создать Театр Мольера, изящный, имеющий черты, присущие эпохе Людовика XIV, известного как “Король-солнце”.
На макете сценического пространства участники встречи могли увидеть легкие и воздушные стилистические двери, поручни и рампы, напоминающие малый версальский Трианон. (Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений барокко, являя собой переход от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному и изысканному классицизму). Задник сцены венчает золоченое солнце.
Суфлерская будка также имеет символическое значение - оттуда вылезает сам Мольер в начале, и, возможно, в конце постановки. По словам Любимова это олицетворяет «как бы» триумф Короля. А в финале – ложный апофеоз и ложное торжество.
Декорации будут статичными, никаких перестановок в процессе спектакля не планируется. По интригующим комментариям Юрия Петровича, Мольер может сыграть в постановке еще и другие роли (возможно).
«Школа жен», - это опера-буфф. По словам Юрия Петровича, в последнее время комедия, как жанр, превратилась в некую «беготню и халтуру». Для того, чтобы хорошо сделать спектакль – нужно как минимум полтора месяца на постоянные репетиции и прогоны. Еще нужно понимать, что опера – это очень дорогое удовольствие. Голоса, как выразился мэтр, покупают заранее. «Ну Вы это и без меня знаете. А, в общем, наверное, не очень…». На резонный вопрос журналистов о том, забронировали ли создатели постановки хорошие голоса, последовал ответ, что собрано уже две трети труппы и «остается найти только хорошего и голосистого Мольера».
Участникам встречи были также продемонстрированы эскизы костюмов к постановке, созданные Рустамом Хамдамовым. Сам художник, к сожалению, ввиду болезни, не смог присутствовать на мероприятии. Рустам очень серьезно подходит к работе над образами героев. Одним из главных факторов, которыми руководствуется мастер, является соответствие костюма живому актеру, их анатомическая совместимость, учитывающая все особенности тела.
Дмитрий Сибирцев заверил собравшихся, что четыре месяца до премьеры коллектив проведет достаточно продуктивно. Партитура оперы готова, музыканты и исполнители получили клавир для разучивания партий. Сегодня уже есть определенное понимание того, как в целом будет выглядеть спектакль.
Ранее Любимов уже высказывался, что, по его мнению, нашему государству такая «школа жен» сейчас остро необходима. Как человек старой закалки, Юрий Петрович и сегодня не упустил возможности дать недвусмысленные комментарии о «школе жен» высших чинов и ситуации в стране в целом.
Но «все-таки это буфф. Надо смеяться. В результате. Хотя бы.», - иронически подытожил постановщик.
На вопрос о музыке, создатели поспешили заверить журналистов, что она весьма интересная, искристая, местами, может быть, шлягерная, и как всегда оригинальная. Возможно, на сегодняшний день существуют еще некие споры относительно отдельных музыкальных моментов, но они сугубо внутренние и, конечно, зритель в итоге увидит целостную, неординарную и многогранную музыкальную картину. Будут ли в опере какие-то купюры или будут соблюдены все пожелания композитора, пока доподлинно не известно. На данный момент проделана огромная работа. Опера будет соответствовать заявленному жанру буффонады и каждый, наверное, в этой музыке услышит что-то «свое». Опера предстанет перед зрителями полностью на русском языке. На сцене впервые выступят контратенор, обладатель голоса диапазоном более трёх октав Олег Безинских и Николай Гладских.
В опере присутствуют речетативы, но Любимов признался что попытается их преобразовать в шлягеры. Он считает обязательным наличие двух-трех шлягеров в постановке, чтобы “публика запела”. Переход с пения на диалоги пока осуществляется без музыкальной подложки. Любимов так же отметил, что он будет “употреблять характерные французские выкрики и пугать публику”, наглядно проиллюстрировав сказанное своим примером.
На провокационное замечание журналистов, что, по слухам, от Мольера в постановке мало что осталось, Юрий Петрович с жаром ответил, что Мольер конечно же остался. И что создатели оперы специально ездили в Париж, чтобы вдохновиться театром Мольера (а точнее его погорелыми останками) и проникнуть в эту причудливую и изысканную атмосферу. Но так же Любимов справедливо заметил, что сочинение либретто принадлежит его авторству, поэтому он имеет полное право добавить пьесе что-то свое.
Что ж, подводя итоги встречи, хочется сказать, что мы заинтригованы. И с нетерпением ждем премьеры!
Франция. XVII век. Эра правления «короля-солнце» Людовика XIV (1643 - 1815). В искусстве Западной Европы правит бал стиль барокко, для которого свойственно все необычное, причудливое, вычурное. В национальном театральном искусстве тогда выделялся Жан-Батист Мольер (1622 – 1673), создавший классическую комедию и возглавлявший собственный театр под названием «Труппа Мольера».
После своей смерти знаменитый актер и театральный деятель оставил богатейшее культурное наследие – более 40 пьес, большая часть которых сохранилась и по сей день.
По произведениям Мольера было поставлено огромное количество спектаклей. В России на сегодняшний день очень многие драматические театры имеют в своем репертуаре хотя бы одну пьесу великого француза. Что касается музыкальных произведений, то еще совсем недавно не существовало опусов такого рода, созданных на основе его творчества.
20 и 21 мая 2014 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоится событие мирового масштаба – премьера комической оперы Владимира Мартынова на либретто Юрия Любимова «Школа жен». Режиссер-постановщик – Игорь Ушаков. Хореограф – Анна Абалихина.
Жанр спектакля определен как опера-буффа, а это значит, что зрителям предстоит увидеть шуточное произведение на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции.
Несмотря на свое название, сюжет молодого произведения основан на другой пьесе Мольера – «Версальском экспромте». Это – оригинальная вариация на тему «театра в театре». За несколько минут до начала спектакля, едва войдя в зал, зритель наблюдает на сцене активное действие. Мы видим суматоху, которая бывает в любом Храме Искусства перед репетицией. Повсюду снуют сотрудники различных творческих служб – художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики, осветители и уборщики, заканчивающие последние приготовления. Параллельно распеваются солисты и артисты хора, активно разминается у станка балетная труппа, разыгрывается оркестр.
«Театр внутри театра», вернее, точную копию сценической площадки, воссоздал народный художник России Борис Мессерер. Необыкновенные, яркие, эффектные костюмы придумал Рустам Хамдамов.
Но вот, наконец, на часах – 19.00. Прозвучал третий звонок, в зале гаснет свет. Секунда тишины – и на свое место выходит Дмитрий Юровский, дирижер и музыкальный руководитель постановки. Взмах «волшебной палочки» - и действие начинается!
Театральная труппа во главе со своим руководителем Мольером (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас) ожидает прибытия высочайшего гостя – короля Людовика XIV. К визиту венценосной особы режиссер хочет создать новую комедию, такую, которая вызовет смех не только «простых» зрителей, но и – самое главное! – Его Величества.
До момента Х осталось всего 2 часа. Актеры и Актрисы, среди которых – Заслуженный артист России Марат Гареев (тенор), лауреаты Международных конкурсов Анастасия Белукова (сопрано), Джульетта Аванесян (сопрано), Екатерина Миронычева (сопрано), Светлана Медведева (сопрано), Ирина Костина (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), а также – Антон Бочкарев (тенор), артисты хор театра «Новая Опера» и участники коллектива «Балет Москва» (Мария Бодрова, Евгения Глазунова, Арсен Именов, Ирина Лобкова, Алексей Нарутто, Илья Романов, Константин Матулевский), не только не успевают должным образом, они даже не могут выучить за отведенное им время тексты. Из-за этого режиссер находится буквально на грани нервного срыва, и в коллективе назревает серьезный творческий конфликт.
Используя имеющиеся у себя ресурсы, Мольер пытается собрать из ничего необычный веселый спектакль. В основе экспромта – небольшие сценки, не имеющие какой-либо логической увязки друг с другом.
Первая – вокальная «дуэль» древнегреческих философов Клефистона (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор) и Стифа (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор). Нежные, и в тоже время звонкие голоса, похожие на серебристый звон колокольчика или хрустального бокала, причудливым образом сочетаются с одеяниями, напоминающими античные тоги, а бутафорские животы необычно смотрятся в «компании» бочек, напоминающих еще об одном великом греческом мыслителе – Диогене.
Вторая яркая сцена импровизированной комедии разворачивается в гостиной роскошного дворца. Действующие лица – Княгиня (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано), Князь (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор) и Барон (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Банальный «бытовой» конфликт в богатой аристократической семье чуть не становится причиной глобальной ссоры. Но в помощь молодым людям – настоящий дипломат в лице Барона (точнее, самого Мольера).
Наконец, третий кусок представляет собой сцену из знаменитой комедии «Мещанин во дворянстве». Итак, господин Журден (Максим Остроухов, тенор), 40 лет от роду, влюбился в молодую аристократку. В связи с этим он хочет обучиться грамоте и хорошим манерам. Для этого в огромный дом приглашены учителя танцев (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор), музыки (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор) и философии (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Балетные па, азы высокого искусства пения и игры на музыкальных инструментах, устный счет, начала грамоты – все смешалось в мещанской голове, ранее занятой информацией совершенно иного рода. Но чего не сделаешь во имя прекрасного чувства!
Господин Журден выучил гласные буквы и понял, в чем их принципиальное отличие от согласных. Теперь можно и письмо объекту вожделения написать! Стихи это будут? Или проза? Оказывается, наш мещанин всю жизнь говорит прозой. Как это неожиданно!
Опера-буффа предполагает наличие интермедии. Еще несколько секунд назад перед нами был человек «из низов», стремящийся поднять свое социальное положение. И вот на сцене гаснет свет. В центре – Максим Остроухов в окружении артистов хора. В руках у него – фонарик. Вкрадчиво он читает проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Это – самый длинный вербальный монолог в спектакле.
…Но время идет, и до важнейшего для театра Мольера визита короля осталось всего 10 минут. Какие мысли, какие чувства одолевают в эти мгновения великого актера, режиссера и комедиографа XVII века, представить себе непросто. Художник, находящийся в мире своего творчества, тем не менее, полностью зависит от представителей власти, от того, какое отношение к нему испытывают правители. И в этом заключена одна из основных тем спектакля «Школа жен», задуманного Юрием Петровичем Любимовым.
Музыкальный театр XXI века – это не просто прекрасное пение. Теперь перед нами – синтетический жанр, который требует от артистов не только навыков вокала, но и мастерства актера драматического театра, и даже балетной пластики, серьезных хореографических навыков.
Солисты, исполнявшие в одном спектакле несколько ролей, воплотили в жизнь разные интересные образы. Дмитрий Орлов, большую часть истории предстающий в виде великого Мольера, взволнованного, но при этом удивительно креативного, находящегося в постоянном творческом поиске, волшебным образом в течение одной минуты превращался в благородного Барона, сумевшего за короткий промежуток времени помирить молодую семейную пару, а затем – в хитрого, коварного профессора, учителя философии, готового оказать своему работодателю любую услугу, кроме той, для которой его изначально нанимали.
Очень интересны перевоплощения двух обладателей редчайших голосов – котратеноров Владимира Магомадова и Олега Безинских. Сперва – тучные античные философы, находящиеся в рамках горячего идейного спора по поводу взгляд на остроактуальные вопросы. Затем – изящные, грациозные учителя танцев и музыки соответственно. Легкость прыжков, пластика и изящество на секунду заставили забыть о том, что это – опера, а не урок в танцклассе.
Костюмы поражают воображение разнообразием стилей и эпох. Античные тоги гармонично сосуществуют с пышными, вычурными нарядами эпохи барокко (роскошные ткани, глубокие декольте, высокие каблуки, как у леди, так и у джентльменов, высокие прически с обилием локонов и пудры). Гротеск обозначается слишком высокой линией роста волос, за счет чего у некоторых героев имеет место очень широкий лоб.
Музыкальный материал очень сложный, насыщенный. Здесь можно уловить знакомые мотивы и из классических опер, и из оперетт, и из мюзиклов. И даже из современного кино. Каждый зритель услышит что-то свое, давно знакомое и любимое. А это значит, что мы можем видеть уникальную постановку, в которой обязательно будет все: и талантливые исполнители, и оригинальные образы, и приятные сюрпризы.
В добрый путь, «Школа жен»! Счастливого плавания в огромном океане под названием «Мировая опера»!
Ольга Пурчинская
Премьерные спектакли оперы «Школа жен» пройдут на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 20 и 21 мая 2014 года.
МОСКВА, 18 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. В московском театре "Новая опера" 20 и 21 мая состоится мировая премьера оперы-буффа "Школа жен" по произведениям Мольера и Козьмы Пруткова.
Автор музыки - композитор Владимир Мартынов, автор идеи и либретто - Юрий Любимов, который и должен был ставить оперу.
Однако в программке спектакля в качестве режиссера-постановщика значится имя Игоря Ушакова. Произошедшую замену в интервью ИТАР-ТАСС объяснил сам Юрий Любимов.
"Моя фамилия в графе режиссер-постановщик снята из афиши спектакля по моей просьбе", - сообщил Любимов. "Но в процессе подготовительной работы здоровье дало сбой - произошло нарушение ритмов сердца, - уточнил 96-летний режиссер. - Лечащие профессора категорически запретили мне какие бы то ни было эмоциональные нагрузки. Я вынужден был подчиниться их приказу".
По словам Любимова, он не хотел, чтобы театр затягивал репетиционный процесс по причине его нездоровья. "Я написал об этом директору "Новой оперы" Дмитрию Сибирцеву, предложив возложить обязанности режиссера-постановщика на Игоря Ушакова. Этого человека я хорошо знаю по совместной работе над "Князем Игорем" в Большом театре, считаю его талантливым, профессиональным режиссером, которому я всегда готов оказать помощь в осуществлении этого проекта", - заключил режиссер.
Что касается других создателей спектакля, то сценографом "Школы жен" стал Борис Мессерер, художником по костюмам Рустам Хамдамов, музыкальным руководителем и дирижером постановки маэстро Дмитрий Юровский.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Режиссер Юрий Любимов утвердил макет декораций к «Школе жен», выполненный знаменитым театральным художником Борисом Мессерером. Как рассказал «Известиям» автор оперы, композитор Владимир Мартынов, производственные цеха театра «Новая опера» уже приступили к изготовлению декораций.
— Мессерер стремился воспроизвести дух и образы Версаля. Сцена оформлена как барочно-классический театр: перспектива, колоннады, сходы лестниц. В центре находится огромная суфлерская будка, вокруг которой разворачивается действие. Продуман образ «короля-солнца» Людовика XIV. В целом «Школа жен» будет выглядеть как традиционный костюмный оперный спектакль, — пояснил Мартынов.
Для создания костюмов был приглашен Рустам Хамдамов, однако, по информации «Известий», сейчас его участие под вопросом из-за занятости на других проектах.
Серия кастингов была завершена еще в середине декабря. Юрий Любимов, Владимир Мартынов, директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев и дирижер-постановщик Дмитрий Юровский определили артистов на 3–4 состава — с запасом, чтобы отобрать лучших после этапа разучивания вокальных партий.
— В опере две контратеноровые партии. На них нам пришлось взять приглашенных артистов, поскольку в театре контратеноров нет. Мы выбрали Олега Безинских, Владимира Магомадова и Николая Гладких, причем каждый учит не одну партию, а обе. Все остальные певцы, прошедшие кастинг, — штатные артисты «Новой оперы», — сообщил «Известиям» Дмитрий Сибирцев.
Владимир Мартынов завершил свою часть работы еще в сентябре 2013 года: он сдал партитуру в театр и получил гонорар от заказчика — департамента культуры Москвы. По словам композитора, Сергей Капков не мелочился.
— Мне заплатили ту сумму, которую я сам назвал. Я не скромничал, но и не требовал слишком многого. А вообще расценки у всех разные. У Джона Адамса один гонорар, у Родиона Щедрина другой, у меня третий. Кто на что рассчитывает, — объяснил Мартынов.
Согласно договору, композитор отдал правительству Москвы все права на партитуру: он не может принести оперу в другой театр, издать ее в виде аудио- или видеозаписи или использовать иным образом. Тем не менее авторские отчисления за каждое исполнение «Школы жен» в соответствии с законом будут поступать на счет Мартынова.
Юрий Любимов до сих пор не слышал партитуру своего постоянного соавтора — и не услышит до начала репетиций.
— Комичность и трагичность нашей ситуации в том, что Любимов с оперой до сих пор не знаком. Клавир ему не покажешь — сам он ноты не читает. А компьютерная запись — это полуфабрикат с пластмассовым звуком. Профессионал в ней разберется, а Юрий Петрович будет придираться и ужасаться. Так что положение безвыходное, и все мы немножко рискуем, — признался Владимир Мартынов.
В карьере 96-летнего режиссера «Школа жен» — первый опыт постановки новой, специально написанной оперы. Премьера назначена на 20 мая 2014 года, репетиции под присмотром Любимова стартуют 1 апреля.
Вопреки общим ожиданиям и информации, ранее просочившейся в СМИ, «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.
— Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка, — рассказал Владимир Мартынов. — Там «Спор греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве». Чудовищное крошево.
Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они «в общем свиньи». В конце концов король так и не приходит.
Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?».
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/563834#ixzz2rPZjmGSa
Юрий Любимов, Дмитрий Юровский, Дмитрий Сибирцев. Фото: novayaopera.ru/М. Воробьёв
В столичном театре «Новая опера» начался кастинг артистов для участия в премьере оперы «Школа жен» Владимира Мартынова на либретто Юрия Любимова. Отбор проводят сам режиссер, его постоянный соратник Мартынов, директор театра Дмитрий Сибирцев, а также Дмитрий Юровский, который выступит дирижером-постановщиком спектакля. Премьера самой ожидаемой оперной новинки сезона назначена на 20 мая 2014 года, репетиции под присмотром Любимова стартуют 1 апреля.
На днях в театр поступил полный комплект нотных материалов — партитура, клавиры, партии и голоса. Владимир Мартынов, не признающий компьютерного набора, работал над рукописью с апреля по август; еще один месяц ушел на оцифровку толстого манускрипта.
— В договоре всё было прописано с вокзальной точностью: в конце августа я должен был сдать партитуру. Клавир, согласно договору, я не имел права делать сам. Его подготовил человек, нанятый театром, — рассказывает «Известиям» Мартынов.
Вопреки общим ожиданиям и информации, ранее просочившейся в СМИ, «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.
— Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка, — объясняет композитор. — Там «Спор греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве». Чудовищное крошево.
Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который все время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они, «в общем, свиньи». В конце концов король так и не приходит.
Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?».
В выборе протагониста Любимов и Мартынов драматически разошлись.
— Между мной и Юрием Петровичем существует идеологический конфликт: он любит и считает главным героем Мольера, а я — короля. Для меня этот персонаж гораздо емче, хотя у него нет ни одной фразы, — говорит Мартынов.
Ожидая возможных различий в видении совместного опуса, композитор предусмотрительно закрепил свои соавторские права в документальной форме.
— Я настоял, чтобы в договоре было специально прописано мое право на изменение текста либретто. А вот Юрий Петрович после меня вмешиваться в текст уже не может — это тоже прописано. Поскольку я с ним не первый раз работаю, то знаю, что это необходимо, — признался композитор.
Сочиняя оперу, он «не зацикливался» на личности и взглядах своего великого соавтора.
— Когда делаешь такие вещи, рассчитываешь на самостоятельную их жизнь безотносительно режиссера. Печать его личности и так уже лежит на тексте оперы, — уверен Мартынов.
По его словам, либретто Любимова в действительности представляет собой драматическую пьесу, типичную для его стиля.
— Юрий Петрович считает, что он написал либретто. На самом деле это никакое не либретто. Либретто всегда учитывает музыкальную энергетику, потому что одно дело — слово читаемое, другое — слово пропеваемое. Поэтому главной моей задачей было придумать какое-то решение, чтобы появилась музыкальная драматургия, музыкальная идея, без которой опера существовать не может. Это была чудовищно трудная работа. Но когда я решение придумал, писать уже было несложно, — вспоминает Мартынов.
С режиссером свои правки он еще не обсуждал, а потому «не знает, чем все это кончится». Но добавляет, что его совместные проекты с Юрием Петровичем всегда строятся на доверии.
В итоге у Мартынова получилась двухактная опера-буффа с увертюрой, без номерной структуры, продолжительностью в два часа. Композитор называет свое творение «честнóй оперой с мелодиями».
— Поскольку в тексте — полный стилистический разброд, в музыке от него тоже было не отойти, но все-таки я старался, чтобы в конечном счете это была не эклектика, а синтез. В опере есть стержень — несколько созвучий, паттернов, модулей, — который всегда узнаваем и на который всё наматывается. А с точки зрения стилистики там присутствует и барокко, и романтизм, и нечто в духе Стравинского, Бриттена, Мессиана, и минимализм. Дальше я не лезу. Ухода в авангардизм типа Невского-Курляндского там нет — мне нужно, чтобы рядовой оперный слушатель не был сильно покороблен, — поясняет Владимир Мартынов.
Мастер убежден, что коллегам-композиторам его опус не понравится, но сам при мысли о «Школе жен» испытывает удовлетворение.
— Для меня это очень большая удача, потому что я уверен, что никто, кроме меня, из этого текста не вывернулся бы. Нечеловеческая битва с текстом мною выиграна. Получился кунштюк, в основе которого — борьба с материалом, — говорит Мартынов.
Знаменитый оракул «конца времени композиторов», выпустивший несколько одиозных книг о смерти авторской музыки, все-таки решился взять на себя персональную ответственность за новое детище.
— Да, эта партитура — авторское высказывание. Но не с точки зрения музыкального языка — им занимались в ХХ веке. Сейчас дело не в тексте, а в контексте. И контекст, мне кажется, получился. В «Школе жен» я признаю себя автором контекста, — заключил Мартынов.
Режиссер Юрий Любимов «подпитывается духом» Мольера в Париже и готовится к работе над оперой «Школа жен» по Мольеру. Музыка уже написана Владимиром Мартыновым. В театре «Новая Опера» в Москве премьера оперы состоится 20 мая 2014 года.
В театре Мольера в Париже Юрий Любимов «подпитывается духом» великого классика и ищет необычные решения для работы над оперой «Школа жен» по комедии Мольера. Музыку для оперы написал Владимир Мартынов. Премьера состоится 20 мая 2014 года в театре «Новая Опера» в Москве. Дмитрий Сибирцев, директор театра, сообщил, что прошел первый тур кастинга, комиссией прослушаны выступления 30 певцов. Некоторые исполнители уже приглашены для участия в опере. «Все прошло полюбовно, — поделился директор. — Юрий Петрович остался очень доволен, великолепно общался со всеми артистами», – сообщает РИА Новости. Второй тур прослушиваний намечен на 24 ноября. Репетиции Юрий Любимов собирается начать 1 апреля 2014 года, а 20 мая ожидается премьера.
Вчера на сцене Новой Оперы встретились постановщики оперы «Школа жён» и руководство театра.
«Новости Культуры»: Постановка уже приковала внимание прессы. Оперу по пьесе Мольера «Школа жён» готовит команда, в которую входят только мэтры.
Либретто несколько лет назад написал Юрий Любимов. Работу над партитурой только что закончил Владимир Мартынов. Сценографией занимается Борис Мессерер, костюмами — Рустам Хамдамов. Музыкальный руководитель постановки — Дмитрий Юровский. Премьера намечена на 20 мая. Сегодня состоялось первое общее обсуждение проекта.
По замыслу Любимова, в этой истории — много пластов. А главный герой постановки — сам Мольер, который играет разные роли. Классический текст «Школы жён» режиссер дополнил фрагментами из «Мещанина во дворянстве», а также произведений Козьмы Пруткова.
«Либретто давно у меня в руках, но я думал — куда, что. Они любезно со мной поговорили этот театр, и я им отдал это либретто, — рассказывает Юрий Любимов. — “Школа жен”, по-моему, нужна нашему государству. Они непокорные какие-то, а, в общем-то, я старого режима человек. И поэтому “Школа жен” полезна будет женам».
«Если говорить о жанре, то это будет немножко “опера-буфф”, —отмечает Владимир Мартынов. — Но с каким-то немножко трагическим исходом. Хотя я старался сделать музыку мольеровскую — легкую, веселую, полетную. Поэтому я просил такие голоса, чтоб это были голоса моцартовские, глюковские. Так что “опера-буфф” должна что-то определять».
РИА Новости: Директор театра Дмитрий Сибирцев заявил, что сегодняшний день можно считать началом работы, хотя активный постановочный период планируется начать с 10 апреля будущего года. «Сегодня мы назначили даты прослушиваний солистов, они состоятся в ближайшее время. И потом до премьеры нас ждет целая жизнь, все этапы которой обещают быть очень интересными», — отметил директор.
Он добавил, что в труппе есть все необходимые для спектакля голоса, за исключением контратеноров — их будут приглашать извне. Пока на май запланировано три премьерных спектакля.
МОСКВА, 10 окт — РИА Новости.
Несмотря на приглашение на юбилей Театра на Таганке, режиссер Юрий Любимов в этот день будет репетировать оперу "Школа жен" в "Новой опере".
РИА Новости http://ria.ru/culture/20131010/969125875.html#ixzz2hKdj8B94
Режиссер Юрий Любимов приступил к работе над постановкой оперы Владимира Мартынова "Школа жен", мировая премьера которой в московском театре "Новая опера" намечена на 20 мая будущего года.
В четверг Любимов встретился с постановочной командой и обсудил с ней практические вопросы, о чем 96-летний режиссер рассказал журналистам сразу после совещания. В частности, он сообщил, что в день празднования юбилея Театра на Таганке намерен быть на репетиции в "Новой опере".
"23 апреля они будут отмечать юбилей, в этом закрытом театре. Им дали много денег. Они мне прислали приглашение, что "наш театр открыт для вас", этого я понять не могу, поэтому я буду у вас (в "Новой опере" — ред.)", — сказал режиссер.
Юрий Любимов начал работу над спектаклем "Школа жен" в "Новой опере"
Любимов высказал пожелание директору театра "Новая опера" Дмитрию Сибирцеву назначить на 23 апреля открытую репетицию. "Они же там (в Театре на Таганке) собирают всяких высоких лиц, вот пусть приедут сюда (в "Новую оперу"), посмотрят, как я работаю", — добавил он.
Мировая премьера оперы "Школа жен" по одноименной комедии Мольера в московском театре "Новая опера" намечена на 20 мая будущего года. Отвечать за сценографию будет Борис Мессерер. Режиссер — Любимов, который выступил также и автором либретто. Репетиционный период должен начаться 10 апреля.
Любимов покинул основанный им в 1964 году Театр на Таганке в июле 2011 года из-за конфликта с труппой.
МОСКВА, 10 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Театральный режиссер Юрий Любимов, только что отпраздновавший 96-й день рождения, выходит на работу. На сей раз - в московский театр "Новая опера", с которым заключил контракт на постановку оперы-буфф "Школа жен" по Мольеру. "Отдохнул я хорошо и на 97-м году жизни чувствую себя вполне прилично", - признался в интервью ИТАР-ТАСС Юрий Любимов. Он рассказал, что более трех месяцев провел в Италии. Там он не только отдыхал, но и основательно готовился к новому проекту - давно задуманной опере-буфф "Школа жен" по Мольеру. "Либретто мною уже написано и отдано композитору Владимиру Мартынову, который сочинил музыку", - продолжил режиссер, добавив, что с этим музыкантом работает более 15 лет. Автором декораций будет Борис Мессерер - с ним Любимова также связывают долгие годы совместного творчества. Еще один давний сотоварищ режиссера - Рустам Хамдамов - выступит художником по костюмам. "В общем, команда подобралась очень сильная, в нее вошли те люди, с которыми я уже неоднократно и успешно сотрудничал". Что же касается "Новой оперы", то и там Юрий Петрович не дебютант - прежде ставил в этом театре "Пиковую даму" Чайковского. Однако "Школа жен" наверняка будет потруднее: ведь этому спектаклю предстоит родиться впервые. Его мировая премьера планируется на 20 мая 2014 года. Так что впереди у Любимова напряженный творческий сезон. Впрочем, предыдущий тоже выдался не из легких. К своему 95-летию, которое отмечалось 30 сентября прошлого года, он поставил в Вахтанговском театре "Бесов" Достоевского. Постановка имела бесспорный успех. Следующей работой должен был быть "Князь Игорь" в Большом театре, но из-за состояния здоровья Любимова премьеру с декабря перенесли на июнь. "В Большом театре меня ждали 4 месяца, пока я болел, - вспоминает Любимов. - И я доволен тем, что не сорвал ни одной репетиции. Трудился ежедневно - с 11 утра до 23 вечера". По словам Любимова, в ГАБТе к нему отнеслись "душевно, трепетно, как к прима-балерине". "А потом в прямом смысле осыпали розами, - говорит он. - А ведь на самом деле спектакль получился красивый, лаконичный, короткий. Он продолжается всего 2 часа 40 минут. И зрители не покидают зал, досматривают "Князя Игоря" до конца. Поверьте, я очень строго к себе отношусь. Но мне кажется, что мой спектакль достоин репертуара Большого театра". Кстати, такого же мнения придерживаются и многочисленные зрители по всему миру, сумевшие посмотреть любимовского "Князя Игоря" в прямой трансляции, которую вел из Большого театра знаменитый французский ТВ-канал Mezzo. "Мне писали и звонили зрители из Франции, Германии, Израиля, Америки и других стран, где показали "Князя Игоря", и благодарили за спектакль", - не без гордости за качественно сделанную работу сообщил режиссер. Теперь уже абсолютно ясно, что покинув "Таганку" два года назад, Любимов не остался не у дел. Напротив, он даже расширил "территорию" творчества. Эту деятельность высоко оценил президент России Владимир Путин, который в поздравительной телеграмме по случаю 96-летия Юрия Любимова написал: "Искренне рад, что и сегодня Вы много и вдохновенно трудитесь, а Ваши новые работы - по-прежнему созвучны времени и самым взыскательным запросам зрителя". Эти слова руководителя страны, по признанию старейшего российского режиссера, стали для него лучшей поддержкой и своеобразным энергетическим катализатором. |
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия