О премьере оперы «Князь Игорь» в Большом Театре, в п остановке Юрия Любимова, расскажет корреспондент ДОЖДЯ Антон Желнов.
Желнов: Премьера сегодня, это уже седьмая постановка по счету, которая пришлась именно на Большой театр, премьера оперы Александра Бородина, которая, как известно, состоялась в Мариинке в 1890 году, но с тех пор было много редакций оперы. Сегодня мы увидим редакцию в переложении Юрия Любимова. Это очень авторское произведение. Либретто сохранено, но с некоторыми изъятиями, за музыку отвечали композитор Павел Карманов и минималист Владимир Мартынов, при этом нельзя сказать, что это параллельная Бородину музыка, скорее, они отвечали за изъятие некоторых бородинских фрагментов, за подчищение, за придание постановке большей концептуальности, потому что сам режиссер Юрия Любимов, например, в интервью объяснял, что современному зрителю сегодня тяжело посмотреть 4 акта бородинской постановки, поэтому акта будет 2, и некоторые смысловые усиления есть, например, на фрагменте, когда происходит солнечное затмение и русские терпят поражение. Этот фрагмент Юрий Любимов усилил, осовременил. Сейчас рядом с нами художник-постановщик этой оперы Зиновий Марголин. Мы хотели бы у него спросить по поводу сценического решения. Много говорят об излишней актуальности постановки, наверняка, будет много критики. Как все будет выглядеть на сцене?
Марголин: Бессмысленно делать неактуальные спектакли. Это по умолчанию происходит. Невозможно сделать неактуальный спектакль. Мы же не можем сделать спектакль 20 или 19 века. Он соответствует тому, что мы придумали с режиссером. Ни о каком изъятии не идет речь. это действительно авторская редакция. Господин Карманов занимался просто купюрами. Там не дописано практически ни одной ноты, это все Бородин. Я думаю, декорации сделаны в стиле Юрия Любимова. Конечно, мне нужно было сделать так, чтобы ему было комфортно работать в этих декорациях. Юрий Любимов – создатель некоторого театрального стиля. Таких людей на белом свете единицы. Нужно было сделать так, чтобы это соответствовало его представлениям об этой опере. Поэтому мне было довольно тяжело, но мне кажется, мы с ним договорились. О том, как это выглядит, говорить глупо, потому что через полчаса все всё увидят, и уже кто-то видел. Она совершенно неактуализирована в смысле внешнего вида, она в стилизованных костюмах, стилизованных декорациях.
Желнов: Но это все равно минималистичное решение любимовское, которое мы знаем по театру на Таганке, либо оперный размах здесь присутствует?
Марголин: Любимов поставил 40 опер по всему миру, он несколько раз признавался лучшим оперным режиссером. У него есть определенный стиль, и навязывать ему в его положении некоторую другую стилистику… Это не похоже на классическую русскую традиционную оперу в Большом театре, но здесь были очень разные художники, очень разные интерпретации. Мне кажется, это имеет право быть в этом театре, потому что там есть некое решение и представление о том, что происходило. Любимову очень важно было донести всю историю. Он уже второй раз сюжетом «Слова о полку Игореве» занимается: он делал уже в Мариинском театре балет «Ярославна». Он сделал историю про то, как гибнет страна в междоусобье и как все виноваты, а не про хороших и плохих, про то, что все было сложнее гораздо. В этом его история.
Желнов: Главное, чтобы какая-нибудь комиссия думская не призвала, как в случае, как пересматривали Вторую мировую войну, чтобы тоже не сказали, что священный образ князя Игоря пересмотрен и выглядит не таким патриотичным.
Марголин: Он очень патриотичный и священный. Никакой думской комиссии Юрий Петрович не боится. Мне кажется, это даже в качестве анекдота невозможно обсуждать.
Генеральный прогон «Князя Игоря» уже был несколько недель назад. Наши коллеги снимали главную репетицию, поэтому скоро мы увидим, как это все выглядит в картинке, потому что сегодня, конечно, для журналистов ограничение – премьерный день.
http://9tv.co.il/news/2013/06/08/152246.html
Юрий Любимов на сцене Большого театра
Сегодня (8 июня) на главной московской театральной сцене – в Большом театре – состоится грандиозная премьера оперы «Князь Игорь» в постановке легендарного основателя театра на Таганке Юрия Любимова.
Как всегда, андеграундный режиссёр представит публике свое, весьма своеобразное, видение оперы Александра Порфирьевича Бородина. Первый показ которой состоялся 23 октября 1890 года в Мариинском театре.
Изменилось время. Изменились люди. Изменилась трактовка тех или иных событий. И изменилось зрительское восприятие. Понимая это, Любимова сократил спектакль. Вместо четырех часов он теперь будет идти два. Пришлось убрать многие сцены, написанные автором оперы Александром Бородиным. Многие новаторские идеи режиссера вызывают у коллег массу вопросов. Вот какими впечатлениями от этой работы поделился с журналистами дирижёр с мировым именем Васи́лий Серафи́мович Сина́йский: «Музыка, которая ему была нужна, использована, а та, что не очень подходит под его своеобразную концепцию, изъята. Например, в спектакле будет ария Кончака, но – другая». Для осуществления своих задумок Любимову пришлось привлечь двух современных композиторов - Павла Карманова и Владимира Мартынова.
Ну, а что из всего этого вышло, зрители, которым посчастливилось достать билет на премьеру, увидят всего через несколько часов.
12:13Суббота, 08 июня 2013
Раздел: Новости
В Большом театре состоится премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова
"Половецкие пляски" на одном дыхании и с невероятной энергетикой. 8 июня на сцене Большого театра состоится громкая премьера. Опера "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова. Наполненные страстью арии, уникальная хореография и эмоции на грани срыва.
Проникновенная песня пленниц и, конечно же, фантастически красочные "Половецкие пляски". Для нового "Князя Игоря" Юрий Любимов решил возродить в деталях хореографический шедевр 1934 года. Но вот рассказал трагическую историю пленения русского князя половцами, как всегда, по-своему, по-любимовски - на грани нервного срыва.
"Что такое набеги, пожары, гибель людей? Там все время в монологе князя Игоря: "Вот здесь погибли все мои полки..." Эта трагическая нота идет через всю оперу", - рассказывает народный артист РФ, режиссер Юрий Любимов.
Еще на первой встрече с артистами Юрий Любимов пообещал, что и на этот раз не обойдется без его неизменного режиссерского фонарика. И на репетициях, подавая сигналы из темноты зала, он будет то ускорять действие, а то замедлять. Но за последний месяц с фонариком в руках Любимова никто не видел. Вот журналисты и гадают: то ли мастер так пошутил, то ли пригрозил, чтобы артисты не расслаблялись.
Правда, артисты все же проговорились: Любимов и безо всякого фонарика иногда ласковым, но чаще суровым голосом сумел выжать из них все человеческое, все самые живые и простые эмоции.
"Я добиваюсь, чтобы они вкладывались и были живые! Сказал он и шарфик закинул красиво", - иронизирует народный артист РФ, режиссер Юрий Любимов.
Всегда элегантный режиссер, которому, кстати, идет 96-й год, буквально требовал от костюмеров как можно больше обнаженного женского тела. В танцах ему была нужна первобытная эротика. А дочери хана Кончака велел петь с кожаной плеткой в руках, чтобы привычная любовная тоска стала огнем желания. По словам исполнительницы роли Кончаковны Светланы Шиловой, Юрий Петрович хотел, чтобы "зал захлестнула энергетика страсти и желания".
4 утомительных часа оперы Любимов сократил до динамичных 2,5. Теперь, как он считает, все происходит на одном дыхании. А князья, наконец, стряхнули бронзовую пыль.
Больше месяца изнурительных репетиций без выходных, по 6 часов в день. Репетиция накануне премьеры затянулась аж до полуночи. Ведь передышку себе Любимов наметил лишь после того, как увидит "Князя Игоря" на сцене Большого и услышит аплодисменты.
Алексей Зотов
http://www.1tv.ru/news/culture/234808
«Князь Игорь» - версия Любимова
8 июня вечером в историческом здании московского Большого театра ожидается не просто аншлаг, а столпотворение. Оперная труппа показывает премьеру - «Князя Игоря» классика русской музыки Александра Бородина в постановке мэтра современной сцены 95-летнего режиссера Юрия Любимова
Премьера откладывалась на полгода в связи с серьезной болезнью, которую перенес Любимов, и это тоже подогревает ажиотаж. К тому же, когда начались репетиции, стало известно, что мастер буквально перекроил партитуру Бородина, сократив классическую 4-часовую оперу до двух с половиной часов. А главное – удалив самые знаменитые сольные эпизоды героев и арии! А в сюжете оперы, который относится к русской истории 12 века, к борьбе русских князей с набегами кочевников, - сделал акцент на способы достижения мира, сохранения земли русской. Режиссер проецирует эту идею на все исторические эпохи, на все народы и государства. Он говорит: "Мира жаждут все. Но, тем не менее, все время происходят конфликты, убийства, развивается терроризм. Есть высшее послание, как мы должны вести себя в мире, но мы, к сожалению, так себя не ведем". По поводу междуусобных конфликтов в "Князе Игоре"
Юрий Любимов добавляет:
"Снова в войну – не надо. Потому что они столько дрались между собой – князья, что насилу остались земли какие-то. Поэтому драться надо поменьше. К разуму больше обращаться".
Юрий Любимов, считают многие музыканты, имел полное право поступать с партитурой Бородина так, как считает необходимым. Ведь известно, что Александр Бородин, будучи известным ученым-химиком, всю жизнь "разрывался" между наукой и музыкой и писал "Князя Игоря" 18 лет. Но так и не успел окончательно сформировать партитуру. Завершил работу после смерти Бородина его друг – композитор Римский-Корсаков. Ну а Любимов предлагает свою версию, говорит музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский:
"Это очень осмысленная версия, я так бы сказал, в которой нужная музыка была им использована, а та, которая не очень подходит под его своеобразную концепцию, изъята. Я считаю, что опера сделана так, что скучать не придется. Здесь все идет с очень сильным напряжением, с большим драматическим развитием".
Постановочная команда, работавшая над премьерой, - а в нее, например, входил один из ведущих сценографов России Зиновий Марголин - постаралась понять и воплотить идею Любимова точно и лаконично. Зиновий Марголин рассказывает:
"Это не исторический спектакль вообще, ни в коей мере – ни в костюмах, ни в декорациях. При этом он не является каким-то ультрасовременным. Это спектакль в манере Юрия Любимова. Несмотря на свой возраст, Любимов не потерял ясности и четкости понимания того, что он делает".
Художник Мария Данилова так описала свою задачу в спектакле: "Пройти по грани между историческим костюмом и современным".
"Чтобы это не был лубочный русский костюм и не был исторический. И в то же время, чтобы это была не современная одежда. Достаточно сложно, но мне кажется, это удалось".
"Если раньше я к Бородину относился очень доброжелательно, то теперь отношусь с большой любовью", - сказал дирижер Василий Синайский накануне премьеры "Князя Игоря". Что скажут главные критики – слушатели после знакомства с версией Юрия Любимова, узнаем уже совсем скоро.