Князь Игорь (2013)

А.Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Дирижер-постановщик — Василий Синайский
Режиссер-постановщик — Юрий Любимов
Художник-постановщик — Зиновий Марголин
Художник по костюмам — Мария Данилова
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Хореография Касьяна Голейзовского
Возобновление хореографии — Юрий Григорович

Новая музыкальная редакция Павла Карманова
Консультант по созданию новой музыкальной редакции — Владимир Мартынов
Москва, Большой Театр России

Премьера  8 июня 2013 года

Телеграмма от В.Урина [30.09.2013]

        Глубокоуважаемый Юрий Петрович!

Примите сердечные поздравления с Днем Рождения! Большой Театр искренне признателен Вам за уникальный спектакль "Князь Игорь", над которым Вы работали в полноте творческих сил и с искренним вдохновением. Ваш великий режиссерский талант открыл новую страницу исторической летописи Большого Театра.

     Примите пожелания здоровья, счастья, многих сил и новых спектаклей.

С почтением, Генеральный директор Большого Театра России

                                   Владимир Урин

«Князя Игоря» в постановке Любимова дают сегодня в Большом [08.06.2013]

О премьере оперы «Князь Игорь» в Большом Театре, в п остановке Юрия Любимова,  расскажет корреспондент ДОЖДЯ Антон Желнов.

Желнов: Премьера  сегодня, это уже седьмая постановка по счету, которая  пришлась именно на Большой театр, премьера оперы Александра Бородина, которая, как известно, состоялась в Мариинке в 1890 году, но с тех пор было много редакций оперы. Сегодня мы увидим редакцию в переложении Юрия Любимова. Это очень авторское произведение. Либретто сохранено, но с некоторыми изъятиями, за музыку отвечали композитор Павел Карманов и минималист Владимир Мартынов, при этом нельзя сказать, что это параллельная Бородину музыка, скорее, они отвечали за изъятие некоторых бородинских фрагментов, за подчищение, за придание постановке большей концептуальности, потому что сам режиссер Юрия Любимов, например, в интервью объяснял, что современному зрителю сегодня тяжело посмотреть 4 акта бородинской постановки, поэтому акта будет 2, и некоторые смысловые усиления есть, например, на фрагменте, когда происходит солнечное затмение и русские терпят поражение. Этот фрагмент Юрий Любимов усилил, осовременил. Сейчас рядом с нами художник-постановщик этой оперы Зиновий Марголин. Мы хотели бы у него спросить по поводу сценического решения. Много говорят об излишней актуальности постановки, наверняка, будет много критики. Как все будет выглядеть на сцене?

Марголин: Бессмысленно делать неактуальные спектакли. Это по умолчанию происходит. Невозможно сделать неактуальный спектакль. Мы же не можем сделать спектакль 20 или 19 века. Он соответствует тому, что мы придумали с режиссером. Ни о каком изъятии не идет речь. это действительно авторская редакция. Господин Карманов занимался просто купюрами. Там не дописано практически ни одной ноты, это все Бородин. Я думаю, декорации сделаны в стиле Юрия Любимова. Конечно, мне нужно было сделать так, чтобы ему было комфортно работать в этих декорациях. Юрий Любимов – создатель некоторого театрального стиля. Таких людей на белом свете единицы. Нужно было сделать так, чтобы это соответствовало его представлениям об этой опере. Поэтому мне было довольно тяжело, но мне кажется, мы с ним договорились. О том, как это выглядит, говорить глупо, потому что через полчаса все всё увидят, и уже кто-то видел. Она совершенно неактуализирована в смысле внешнего вида, она в стилизованных костюмах, стилизованных декорациях.

Желнов: Но это все равно минималистичное решение любимовское, которое мы знаем по театру на Таганке, либо оперный размах здесь присутствует?

Марголин: Любимов поставил 40 опер по всему миру, он несколько раз признавался лучшим оперным режиссером. У него есть определенный стиль, и навязывать ему в его положении некоторую другую стилистику… Это не похоже на классическую русскую традиционную оперу в Большом театре, но здесь были очень разные художники, очень разные интерпретации. Мне кажется, это имеет право быть в этом театре, потому что там есть некое решение и представление о том, что происходило. Любимову очень важно было донести всю историю. Он уже второй раз сюжетом «Слова о полку Игореве» занимается: он делал уже в Мариинском театре балет «Ярославна». Он сделал историю про то, как гибнет страна в междоусобье и как все виноваты, а не про хороших и плохих, про то, что все было сложнее гораздо. В этом его история.

Желнов: Главное, чтобы какая-нибудь комиссия думская не призвала, как в случае, как пересматривали Вторую мировую войну, чтобы тоже не сказали, что священный образ князя Игоря пересмотрен и выглядит не таким патриотичным.

Марголин: Он очень патриотичный и священный. Никакой думской комиссии Юрий Петрович не боится. Мне кажется, это даже в качестве анекдота невозможно обсуждать.

Генеральный прогон «Князя Игоря» уже был несколько недель назад. Наши коллеги снимали главную репетицию, поэтому скоро мы увидим, как это все выглядит в картинке, потому что сегодня, конечно, для журналистов ограничение – премьерный день.

http://9tv.co.il/news/2013/06/08/152246.html

Юрий Любимов на сцене Большого театра

Сегодня (8 июня) на главной московской театральной сцене – в Большом театре – состоится грандиозная премьера оперы «Князь Игорь» в постановке легендарного основателя театра на Таганке Юрия Любимова.

Как всегда, андеграундный режиссёр представит публике свое, весьма своеобразное, видение оперы Александра Порфирьевича Бородина. Первый показ которой состоялся 23 октября 1890 года в Мариинском театре.

Изменилось время. Изменились люди. Изменилась трактовка тех или иных событий. И изменилось зрительское восприятие. Понимая это, Любимова сократил спектакль. Вместо четырех часов он теперь будет идти два. Пришлось убрать многие сцены, написанные автором оперы Александром Бородиным. Многие новаторские идеи режиссера вызывают у коллег массу вопросов. Вот какими впечатлениями от этой работы поделился с журналистами дирижёр с мировым именем Васи́лий Серафи́мович Сина́йский: «Музыка, которая ему была нужна, использована, а та, что не очень подходит под его своеобразную концепцию, изъята. Например, в спектакле будет ария Кончака, но – другая». Для осуществления своих задумок Любимову пришлось привлечь двух современных композиторов - Павла Карманова и Владимира Мартынова.

Ну, а что из всего этого вышло, зрители, которым посчастливилось достать билет на премьеру, увидят всего через несколько часов.

12:13Суббота, 08 июня 2013

Раздел: Новости

В Большом театре состоится премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова

"Половецкие пляски" на одном дыхании и с невероятной энергетикой. 8 июня на сцене Большого театра состоится громкая премьера. Опера "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова. Наполненные страстью арии, уникальная хореография и эмоции на грани срыва.

Проникновенная песня пленниц и, конечно же, фантастически красочные "Половецкие пляски". Для нового "Князя Игоря" Юрий Любимов решил возродить в деталях хореографический шедевр 1934 года. Но вот рассказал трагическую историю пленения русского князя половцами, как всегда, по-своему, по-любимовски - на грани нервного срыва.

"Что такое набеги, пожары, гибель людей? Там все время в монологе князя Игоря: "Вот здесь погибли все мои полки..." Эта трагическая нота идет через всю оперу", - рассказывает народный артист РФ, режиссер Юрий Любимов.

Еще на первой встрече с артистами Юрий Любимов пообещал, что и на этот раз не обойдется без его неизменного режиссерского фонарика. И на репетициях, подавая сигналы из темноты зала, он будет то ускорять действие, а то замедлять. Но за последний месяц с фонариком в руках Любимова никто не видел. Вот журналисты и гадают: то ли мастер так пошутил, то ли пригрозил, чтобы артисты не расслаблялись.

Правда, артисты все же проговорились: Любимов и безо всякого фонарика иногда ласковым, но чаще суровым голосом сумел выжать из них все человеческое, все самые живые и простые эмоции.

"Я добиваюсь, чтобы они вкладывались и были живые! Сказал он и шарфик закинул красиво", - иронизирует народный артист РФ, режиссер Юрий Любимов.

Всегда элегантный режиссер, которому, кстати, идет 96-й год, буквально требовал от костюмеров как можно больше обнаженного женского тела. В танцах ему была нужна первобытная эротика. А дочери хана Кончака велел петь с кожаной плеткой в руках, чтобы привычная любовная тоска стала огнем желания. По словам исполнительницы роли Кончаковны Светланы Шиловой, Юрий Петрович хотел, чтобы "зал захлестнула энергетика страсти и желания".

4 утомительных часа оперы Любимов сократил до динамичных 2,5. Теперь, как он считает, все происходит на одном дыхании. А князья, наконец, стряхнули бронзовую пыль.

Больше месяца изнурительных репетиций без выходных, по 6 часов в день. Репетиция накануне премьеры затянулась аж до полуночи. Ведь передышку себе Любимов наметил лишь после того, как увидит "Князя Игоря" на сцене Большого и услышит аплодисменты.

Алексей Зотов

http://www.1tv.ru/news/culture/234808

«Князь Игорь» - версия Любимова

8 июня вечером в историческом здании московского Большого театра ожидается не просто аншлаг, а столпотворение. Оперная труппа показывает премьеру - «Князя Игоря» классика русской музыки Александра Бородина в постановке мэтра современной сцены 95-летнего режиссера Юрия Любимова

Премьера откладывалась на полгода в связи с серьезной болезнью, которую перенес Любимов, и это тоже подогревает ажиотаж. К тому же, когда начались репетиции, стало известно, что мастер буквально перекроил партитуру Бородина, сократив классическую 4-часовую оперу до двух с половиной часов. А главное – удалив самые знаменитые сольные эпизоды героев и арии! А в сюжете оперы, который относится к русской истории 12 века, к борьбе русских князей с набегами кочевников, - сделал акцент на способы достижения мира, сохранения земли русской. Режиссер проецирует эту идею на все исторические эпохи, на все народы и государства. Он говорит: "Мира жаждут все. Но, тем не менее, все время происходят конфликты, убийства, развивается терроризм. Есть высшее послание, как мы должны вести себя в мире, но мы, к сожалению, так себя не ведем". По поводу междуусобных конфликтов в "Князе Игоре"

Юрий Любимов добавляет:

"Снова в войну – не надо. Потому что они столько дрались между собой – князья, что насилу остались земли какие-то. Поэтому драться надо поменьше. К разуму больше обращаться".

Юрий Любимов, считают многие музыканты, имел полное право поступать с партитурой Бородина так, как считает необходимым. Ведь известно, что Александр Бородин, будучи известным ученым-химиком, всю жизнь "разрывался" между наукой и музыкой и писал "Князя Игоря" 18 лет. Но так и не успел окончательно сформировать партитуру. Завершил работу после смерти Бородина его друг – композитор Римский-Корсаков. Ну а Любимов предлагает свою версию, говорит музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский:

"Это очень осмысленная версия, я так бы сказал, в которой нужная музыка была им использована, а та, которая не очень подходит под его своеобразную концепцию, изъята. Я считаю, что опера сделана так, что скучать не придется. Здесь все идет с очень сильным напряжением, с большим драматическим развитием".

Постановочная команда, работавшая над премьерой, - а в нее, например, входил один из ведущих сценографов России Зиновий Марголин - постаралась понять и воплотить идею Любимова точно и лаконично. Зиновий Марголин рассказывает:

"Это не исторический спектакль вообще, ни в коей мере – ни в костюмах, ни в декорациях. При этом он не является каким-то ультрасовременным. Это спектакль в манере Юрия Любимова. Несмотря на свой возраст, Любимов не потерял ясности и четкости понимания того, что он делает".

Художник Мария Данилова так описала свою задачу в спектакле: "Пройти по грани между историческим костюмом и современным".

"Чтобы это не был лубочный русский костюм и не был исторический. И в то же время, чтобы это была не современная одежда. Достаточно сложно, но мне кажется, это удалось".

"Если раньше я к Бородину относился очень доброжелательно, то теперь отношусь с большой любовью", - сказал дирижер Василий Синайский накануне премьеры "Князя Игоря". Что скажут главные критики – слушатели после знакомства с версией Юрия Любимова, узнаем уже совсем скоро.

Репетиции в Большом Театре [08.05.2013]

В Большом театре полным ходом идут репетиции оперы "Князь Игорь", премьера  которой запланирована на 8 июня 2013 года.

Репетиции проходят в творческой и оживлённой атмосфере. Артисты, терпеливо ожидавшие возвращения Юрия Любимова после болезни, внимательно следуют всем его указаниям. Опера, благодаря редакции Владимира Мартынова, стала более компактной, а музыка - выразительной и эмоциональной. Сегодня к репетициям приступил Владимир Маторин. Он один из тех, кто с первого момента стремился к работе с Юрием Петровичем. В честь Дня Победы он преподнёс мастеру огромный букет алых роз. Другие артисты и работники театра также одарили Юрия Петровича цветами и осыпали словами благодарности. Старому воину, прошедшему две войны, было очень приятно получить знаки внимания и признательности от огромного коллектива Большого театра накануне великого праздника Дня Победы.

Первая репетиция "Князя Игоря" Юрия Любимова в Большом театре прошла с аншлагом [30.04.2013]

МОСКВА, 30 апреля. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/.

"Князя Игоря" ХХ1 века поставит в Большом театре легендарный режиссер Юрий Любимов. Премьера оперы Александра Бородина состоится 8 июня на исторической сцене ГАБТа. Однако уже сегодня первая репетиция будущего спектакля прошла с аншлагом.

Когда 95-летний мэтр появился в Большом репетиционном зале, там в буквальном смысле яблоку негде было упасть. "Князь Игорь" - густонаселенная опера, в ней принимают участие хор, оркестр, миманс, балет и, конечно, певцы-солисты. Все они и собрались на встрече с режиссером. В качестве короткого вступления Юрий Петрович с помощью видеопроекций представил сценографическое решение первой картины - минимум декораций, выполненных просто, ясно, без излишней роскоши и пафоса. Кто-то из зала даже прокомментировал: "Прямо как в Театре на Таганке".

"Да-да, именно так", - согласился Любимов, "фирменный" стиль которого умело воплотил известный художник Зиновий Марголин.

"И ваш неизменный фонарик Вы также будете использовать на репетициях?", - поинтересовались артисты Большого. И на это получили положительный ответ. После живой перепалки Любимов переключил аудиторию на деловой лад.

"Для меня в опере всегда была главная установка - не мешать музыке, хорошо подать композитора, - пояснил режиссер. - Знаете, в свое время меня называли "оперуполномоченным" Советского Союза. Я поставил более 30 оперных спектаклей на лучших сценах мира - в миланском "Ла Скала", лондонском "Ковент-Гардене", Парижской национальной опере, работал в театрах Германии, Италии, США. И вот впервые приглашен в Большой театр, что считаю честью для себя".

Первоначально премьера "Князя Игоря" была назначена на 19 декабря прошлого года. Но с режиссером случилась беда - он подхватил вирусный грипп, а потом и вовсе впал в кому. Дирекция Большого театра поступила благородно: спектакль не был отменен, его премьеру перенесли на июнь нынешнего года.

С сегодняшнего дня Юрий Любимов приступил к работе в ГАБТе. Репетиции будут проходить ежедневно продолжительностью по шесть часов с трехчасовым перерывом. Исполнителями главных партий выступят Владимир Маторин, Паата Бурчуладзе, Вероника Джиоева, Елена Заремба и другие известные певцы. Дирижировать спектаклем будет Василий Синайский - музыкальный руководитель ГАБТа. С этим маэстро Юрия Любимова связывают долгие годы сотрудничества: прежде они неоднократно работали над совместными постановками на Западе. Музыкальную редакцию оперы осуществил Павел Карманов. Этим процессом руководил композитор Владимир Мартынов - постоянный соавтор Юрия Любимова.

"Это должно быть очень интересно, - поделилась своим мнением с ИТАР-ТАСС управляющая творческими коллективами оперы ГАБТ, народная артистка СССР Маквала Касрашвили. - Думаю, наш "Князь Игорь" станет новым словом в истории знаменитой оперы".

Юрий Любимов выходит на работу в Большой театр [29.04.2013]

МОСКВА, 29 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Новую страницу в своей творческой биографии открывает легендарный режиссер Юрий Любимов. Пока широкая общественность строит догадки, вернется или не вернется знаменитый мастер в основанный им почти полвека назад Театр на Таганке, сам Юрий Петрович, похоже, окончательно и бесповоротно решил для себя этот трудный вопрос. "Во вторник, 30 апреля, выхожу на работу в Большой театр, - сообщил сегодня ИТАР-ТАСС 95-летний мэтр. - Согласно ранее подписанному контракту, я должен поставить на исторической сцене ГАБТа оперу Александра Бородина "Князь Игорь", премьера которого объявлена на 8 июня".

Любимов рассказал, что репетиции будут проходить ежедневно продолжительностью по 6 часов с трехчасовым перерывом. "Такой "антракт" необходим для певцов - им нельзя сильно обременять голосовые связки. Это - мировой стандарт, которого строго придерживается и Большой театр", - пояснил Юрий Петрович.

Он не скрыл, что ближайшие полтора месяца ему придется жить в плотном графике, но, по словам режиссера, он относится к предстоящей работе "с огромной душевной расположенностью".

"Дело в том, что первоначально премьера "Князя Игоря" была назначена на 19 декабря прошлого года", - напомнил Любимов. Но с режиссером случилась беда - он подхватил вирусный грипп, а потом и вовсе впал в кому. Дирекция Большого театра поступила благородно: спектакль не был отменен, его премьеру перенесли на июнь нынешнего года.

"Мне было очень приятно об этом узнать, - признался режиссер. - Растрогало и поведение артистов и других участников постановочной группы, которые заявили тогда, что будут ждать моего возвращения в строй и хотят работать именно со мной. На прошлой неделе мы встретились у меня дома, и вся творческая команда подтвердила свою верность. Так что 30 апреля мы приступаем к репетициям".

Впрочем, подготовительная работа над спектаклем началась еще в октябре 2011 года. Декорации, автором которых стал известный сценограф Зиновий Марголин, уже выполнены. Они изготовлялись не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Костюмы по эскизам художницы Марии Даниловой тоже полностью пошиты и готовы к примерке.

Исполнителями главных партий выступят Владимир Маторин, Паата Бурчуладзе, Вероника Джиоева, Елена Заремба. Дирижировать спектаклем будет Василий Синайский - музыкальный руководитель ГАБТа. С этим маэстро Юрий Любимова связывают долгие годы сотрудничества: прежде они неоднократно работали над совместными постановками на Западе. Музыкальную редакцию оперы осуществил Павел Карманов. Этим процессом руководил композитор Владимир Мартынов - постоянный соавтор Юрия Любимова.

"Самое важное заключается в том, что музыку за великого химика, коим, как известно, был Александр Бородин, никто не писал, - уточнил Любимов. - Просто за многие годы своего существования опера "Князь Игорь" обросла "лишними нотами", ее надо было "почистить", чтобы она зазвучала в первозданном виде". Режиссер признал, что "это была нелегкая задача, но в результате проделанной работы опера сталакомпактнее, динамичнее и эмоционально насыщенней".

Конечно, Любимов не мог умолчать и о едва ли не самом эффектном акте оперы - "Половецких плясках", которые всегда производят сильное впечатление на зрителей. Лучшей версией этого танцевального действа на сегодняшний день считается постановка выдающегося хореографа Касьяна Голейзовского. Она и будет возобновлена его не менее прославленным коллегой - балетмейстером Юрием Григоровичем.

Что касается основной идеи спектакля, то здесь Юрий Любимов был краток. "Главное, чтобы князья меньше воевали между собой, сохраняя целостность земли русской. Таков мой непреложный взгляд на тот исторический период, да и на все грядущие времена", - высказал свою точку зрения знаменитый режиссер.

Не раскрывая всех секретов будущей постановки, он в заключение заметил, что последнее слово все равно остается за публикой. Благо, оценить "Князя Игоря" ХХ1 века у нее будет достаточно возможностей. Серия премьерных показов включит восемь представлений, которые пройдут с 8 по 16 июня на исторической сцене Большого театра.

Опера "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова [25.11.2012]

Премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова в Большом состоится 8 июня 2013 года

Премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова в Большом театре состоится 8 июня 2013 года. Об этом сегодня сообщил генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов.

"Накануне постановочная бригада ездила домой к Юрию Петровичу, чтобы обсудить новый репетиционный график, который я только что утвердил", - добавил Иксанов.

Первоначально премьера оперы Бородина "Князь Игорь" была назначена на 16 декабря. Подготовительная работа над спектаклем велась с октября прошлого года.

Первая репетиция под руководством Юрия Любимова должна была состояться 30 октября. Но Юрий Петрович по состоянию здоровья не смог на ней присутствовать. Он находился тогда в больнице, где его состояние ухудшилось, но вскоре, слава Богу, 95-летний режиссер пошел на поправку, сумев преодолеть тяжелый недуг.

ГАБТ, учитывая авторский характер предстоящего спектакля, решил перенести премьеру "Князя Игоря" на июнь 2013 года.

"Мне было очень приятно узнать, что премьера в Большом театре не отменена в связи с моей болезнью, а перенесена на лето, - сказал после выписки Юрий Петрович. - Мне передали, что артисты и другие участники постановочной группы согласны ждать моего возвращения и хотят работать именно со мной".

ИТАР-ТАСС

Юрий Любимов подписал контракт с Большим театром [25.04.2012]

Юрий Любимов подписал контракт с Большим театром на постановку оперы Бородина "Князь Игорь". Премьера спектакля состоится 16 декабря на исторической сцене ГАБТа, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова.

Однако директор театра заметил, что "подготовительная работа над спектаклем началась еще в октябре прошлого года и к настоящему моменту постановочная группа полностью определена". Так, автором декораций станет известный сценограф Зиновий Марголин, костюмы будут выполнены по эскизам художника Марии Даниловой. Музыкальную редакцию оперы осуществляет Павел Карманов. Этим процессом руководит композитор Владимир Мартынов. Дирижировать спектаклем будет Василий Синайский, главный дирижер - музыкальный руководитель ГАБТа. С этим маэстро Юрия Любимова связывают долгие годы сотрудничества: прежде они неоднократно работали над совместными постановками на Западе. Кастинг оперных певцов также уже состоялся. Для исполнения главных партий отобраны, в частности, Паата Бурчуладзе, Владимир Маторин, Вероника Джиоева, Елена Заремба. Основатель и художественный руководитель Московского театра на Таганке Юрий Любимов ушел со своего поста в июле прошлого года после скандала, случившегося на гастролях в Чехии. Покинув труппу, которую он создал почти полвека назад, 94-летний мэтр не остался без дела, которому привык служить всю жизнь. Демонстрируя завидное творческое долголетие, Юрий Любимов поставил "Бесов" Достоевского в Театре имени Вахтангова. Премьера, как и было задумано, состоялась 27 марта - в Международный день театра - и имела громкий успех. Его следующей премьерой станет "Князь Игорь" в Большом театре, которого покажут 16 декабря. Тогда патриарху российской сцены будет уже 95 лет. NEWSru.com Среда, 25 апреля 2012 г. 12:08