Лауреатами премии Юрия Любимова стали журналист, актер и танцор

На вершине

«Вершина» — так называется премия, учрежденная в 2015 году фондом Юрия Любимова. Во вторник вечером ее вручали на новой сцене Театра им. Е.Вахтангова, где когда-то начинал и служил актером будущий режиссер с мировым именем.

Это пятая по счету «Вершина», хотя такое название организаторы премии утвердили впервые. Вручают ее ежегодно, но число ее избранников постоянно — всегда три лауреата. Критерии — профессионализм, преданность своему делу, ясное выражение гражданской позиции. На этот раз «Вершины» достигли Михаил Гусман (журналист, переводчик, радио- и телеведущий), Александр Калягин (актер, режиссер, основатель и худрук театра «Et Cetera», председатель СТД РФ) и Станислав Попов (танцор, балетмейстер, президент Российского танцевального союза). Впрочем, у этих людей много разных регалий.

— Я очень бы хотела одного: чтобы эта премия была всегда жива, потому что в России очень много талантливых, одаренных во всех областях людей, — говорит, открывая церемонию, вдова Юрия Любимова, Каталин. — И всех их хочется наградить за их преданность делу. Нет, не преданность — жизнь свою они этому отдали целиком. Важно понимать, что это не театральная награда: ее может получить и ученый, и инженер, и компьютерщик, и рабочий…

Тем не менее среди лауреатов прежних лет — знаковые для нашей страны имена: Ирина Антонова, Лео Бокерия, Юрий Григорович, Алексей Арбатов, Владимир Мартынов. Значит ли это, что на «Вершину» могут подниматься только известные, заслуженные, а не молодые люди?

— И это объяснимо: таких людей мы хотим ставить в пример молодым или тем, кто еще не совсем достиг вершины. Они эталон, и этим все сказано.

Надо сказать, что сама церемония, которую ведет актер Вахтанговского и ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев, кратка и изящна. А после поздравлений лауреатов идет премьера уникального спектакля «Адам и Ева. Жизнь после рая», весьма неожиданного по решению: сплав бального (!) танца, драматургии и поэзии. Его представили двукратные чемпионы мира, трехкратные чемпионы Европы по бальным танцам в латиноамериканском шоу Арсен Агамалян и Оксана Васильева.

Именно эту пару из тверского театра нашла Каталин Любимова, и к 100 летию со дня рождения Юрия Петровича, в рамках проекта «Код Любимова», они подготовили композицию «Холмы». Ее логичным продолжением стал спектакль «Адам и Ева. Жизнь после рая» — страстная история любви Адама и Евы, Ромео и Джульетты, Кармен и Хосе, мужчины и женщины — от сотворения мира до наших дней.

Бальный танец — со своей яркой, праздничной, с налетом светскости и шика эстетикой — здесь выглядит иначе: союз с драмой и поэзией дал страстной истории раздумье, философию, где движение подтверждалось поэтичной многомерностью, а слово тут же переходило в стремительное движение.

— Вот неожиданно: Юрий Петрович и бальные танцы! — говорю я после спектакля Каталин.

— Ничего неожиданного: он очень любил танцы, и бальные в том числе. Сам хорошо танцевал, но не со мной, потому что у меня, как говорится, две левые ноги. Я любовалась, когда он танцевал с другими, — так незаурядно, так изящно… Я гордилась им. Да и когда Юрий еще совсем молодым, то есть маленьким, впервые попал в театр, один человек ему сказал: запомни, что движение равно слову. Запомнил на всю жизнь — и, как знаете, все его спектакли держались на движении, которое несло колоссальный и, главное, всегда новый смысл.

В этом году памятный знак, который получили лауреаты, представляет собой деревянные кубики, поставленные один на другой, образуя путь к вершине. Великий режиссер часто в своих постановках использовал как символ именно кубики. А дерево было его теплым и любимым материалом.

Автор статьи: Марина Райкина