Сегодня в проекте «Театрала» свои архивы открывает мастер театральных портретов Анатолий Морковкин
Представлять читателям нашего журнала великолепного фотографа Анатолия Морковкина особой нужды нет. Все, кто следит за «Театралом», прекрасно знают, что редкий номер журнала обходится без снимков Анатолия Морковкина. А несколько лет подряд почти все обложки «Театрала» снимал только он - признанный мастер замечательных портретов. И очень известный фотограф в мире большой журналистики.
В ту пору Толя, как его называли все коллеги, работал у нас в штате, будучи фоторепортером «Новых Известий» и «Театрала» одновременно. И всякий раз, готовя новый номер журнала, мы поручали именно Толе снять обложку, зная, что он не подведёт, и что мы получим замечательную съемку, которую ещё долго будем использовать и в газете, и в журнале. Но потом «Новые Известия» были придушены и развалились, журнал «Театрал» отправился в самостоятельное тяжелое плавание, в котором практически без средств было очень непросто выживать. Но Толя, уже как вольный художник, не бросил нас в печальные времена, и продолжал выручать своими мастерскими фото. Делает это он и сейчас, никогда не отказывая просьбе «Театрала» снять очередную театральную премьеру или обложку.
Юрий Любимов стал героем съемки Анатолия не впервые, но на этот раз по исключительному поводу. Апрель 2009 года. Театр на Таганке отмечал 45-летний юбилей любимовским спектаклем «Сказки». Мы заранее договорились с Юрием Петровичем об интервью, приехали к нему большой компанией, в которой были не только мы с Толей, но и шеф-редактор «Театрала» Анастасия Томская, и сотрудник отдела культуры «НИ» Виктор Борзенко. У нас была и ещё очень важная миссия - я должен был вручить Юрию Петровичу премию «Звезда Театрала» в самой почетной номинации - «Легенда сцены». Принять участие в декабрьской официальной церемонии награждения в тот раз у Любимова не получилось из-за болезни, и мы некоторое время спустя решили сами привезти награду в театр.
Сразу после спектакля Юрий Петрович пригласил нас в свой легендарный кабинет, где мне и Толе уже приходилось бывать и до этого, мы уселись вокруг его стола, включили диктофоны... Юрий Петрович разлил по бокалам красное вино, Каталин, его верный ангел-хранитель, предложила легкие закуски - и беседа началась.
Впрочем, беседой общение с Любимовым назвать довольно сложно. Когда он, почувствовав интерес и оживившись от неформальных вопросов, начинал увлечённо, горячо, с ироничным огоньком в глазах говорить, его хотелось слушать бесконечно. Перебивать вопросами казалось бестактным, глупым и лишним, потому что его устами говорила с нами сама история. Разворачивался моноспектакль одного гениального актера, в котором и актер, и его текст были самой жизнью - яркой, драматической, масштабной. Он завораживал рассказом, интонацией, лукавым или жестким огоньком в глазах, безжалостной точностью оценок, и мудрым юмором с острецой. Мы действительно забывали о заранее заготовленных вопросах, о налитых бокалах, о вкуснейших фирменных закусочках Каталин. Перед нашими глазами в неповторимо блистательном монологе разворачивалась жизнь и судьба гениального режиссера и человека. Мы слушали, мы смеялись, мы замирали... И тишину этих мгновений нарушал лишь щелчок затвора фотоаппарата Анатолия Морковкина. Юрий Любимов творил историю, мы её записывали, а Толя снимал...
Сегодня мы представляем вам часть не только этой уникальной съемки Анатолия Морковкина, но и некоторые другие снимки из его архива.
А кроме этого - всего один короткий фрагмент из той потрясающей беседы с Юрием Петровичем Любимовым:
« - Вообще вся ваша жизнь — как ходьба по минному полю.
- Возможно. Только хобби у меня другое — не мины искать, а строить театры. Когда я 45 лет назад из Театра Вахтангова пришел сюда, на Таганку, театр был в долгах, которые мне пришлось возвращать государству. Сколько же я должен своей родине, что с 14 лет работаю как лошадь, и все еще никак не отработал?.. Разрешили нам расширить здание Театра на Таганке — я 8 лет строил. Построил — меня выслали из страны. Я стал создавать театры в Европе, ставил спектакли. О том, что меня лишили советского гражданства, узнал между делом в Лондоне. Когда в Советском Союзе наступили перемены, Горбачев начал уговаривать меня вернуться. Я поверил, но едва начал работать, у меня стали отнимать пристроенную часть театра. И отняли. Так что хобби у меня — строить театры, которые отбирают. Вот у нас на столе стоит вино — давайте выпьем за то, что пока еще не отобрали помещение, в котором мы с вами находимся...»
Валерий Яков,
главред журнала «Театрал»
https://teatral-online.ru/news/27144/