30 сентября отмечает день рождения Юрий Петрович Любимов. Фильм «Таганское танго», показом которого на телеканале отмечается день рождения режиссера, начинается с того, что Юрий Петрович читает отрывок из стихотворения Бориса Пастернака:
«Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов».
Программное стихотворение Пастернака заканчивается строфой:
«И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца».
Пусть это прозвучит как пожелание на день рождения.
Смотрите документальный фильм «Таганское танго» 1 октября в 18:30.
Фильм — это мозаика из архивных записей. Своего рода «домашнее закулисное видео». «Таганское танго» — это возможность увидеть режиссера таким, каким видят его актеры.
Юрий Любимов, обращаясь к актерам Таганки во время репетиции: «Странно устроен мир. Только в одном сила нашего с вами искусства — в фантазии. Фантазируйте — тогда у вас будет и интерес к искусству. Только это и увлекательно. Сколько вложено — столько и будет отдано».
Писатель Федор Абрамов в сборнике, выпущенном ко дню рождения Юрия Любимова, размышлял: «Почему такая необоримая страсть у зрителей к любимовскому театру? Самое распространенное объяснение: Любимов — новатор театральной формы. Иные — и это главным образом чиновники от культуры, которые, кстати сказать, терпеть не могут этот театр, к этому добавляют: Любимов — нигилист и ниспровергатель, Любимов спекулирует на сомнительных чувствах зеленой, неоперившейся молодежи. Что ж, и в этом есть свой резон. Конечно же, Любимов — бунтарь. Конечно же, Любимов — ниспровергатель. А как же иначе? Талант — это всегда бунт против косности и мертвячины в искусстве и в жизни, это всегда вызов чиновному обывателю… А Любимов не просто талант. Любимов явил на сцене новую форму, полную неистощимой выдумки и фантазии, яркое, всех заражающее и освежающее театральное действо, в котором нередко — по-любимовски — смешано все: открытая и раскаленная публицистика, и лирика, и трагедия, и мелодрама, и забытое ныне многими веселое, искрометное искусство скоморохов».
Сам же Юрий Любимов о своем театре может рассказать в нескольких словах: «Театр я с трудом сделал — сколько раз меня выгоняли! Если собрать всю затраченную энергию, то, по-моему, взрыв будет вроде Чернобыля».
Вениамин Смехов уверен: «Любимов не обязан быть мудрецом или пророком… Кто еще в театральном мире в тюремном режиме трусов и трусих столько сказал правды — и на таком уровне искусства? Кто еще был так верен и отважен в общении с „подследственными“ советской власти — с Андреем Сахаровым, Александром Солженицыным, Владимиром Войновичем… Кто один на один мог идти, как Любимов — на Гришина, на Демичева? Любимов — из редчайших героев нашего времени. Из тех, кто сопротивлялся „на поле боя“ до конца. К 1982 году из театральных бойцов он остался в одиночестве, не помирился с властью, не дал себя подкупить. Он сохранил все привилегии неугодного хозяина неугодного театра».
«Театральный боец» Юрий Петрович формулирует свое кредо просто: «Еще Александр Сергеевич писал: „Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом“. Достоевский сказал еще страшнее: „страна тщеславных нищих“. Сейчас, когда в основном делают то, что на молодежном сленге называется „чернухой“, я говорю — нет. Главная задача — просветлять души. Но, конечно, не патокой, и не сахарином, и не розовыми слюнями».
30.09.2006
Пришли свои воспоминания о Мастере. Мы опубликуем 10 лучших авторов во 2 томе «100 СОВРЕМЕННИКОВ О ЛЮБИМОВЕ»
Узнать условия